Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ТРИ ЦВЕТА: КРАСНЫЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТРИ ЦВЕТА: КРАСНЫЙ

«ТРИ ЦВЕТА: КРАСНЫЙ» (Trois couleurs: rouge) Франция - Швейцария - Польша, 1994, 99 мин.

Экзистенциальная драма.

Заключительная часть трилогии польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, созданной, в основном, благодаря усилиям французского продюсера Марина Кармитца, как бы соответствует понятию «братство» в девизе liberte, egalite, fraternite. И можно считать, что тесное человеческое братство обретают не только случайно встретившиеся девушка-манекенщица Валентина и стареющий судья в отставке, но и четверо главных героев из предыдущих двух историй, спасшиеся, как и Валентина, в числе семерых счастливчиков на потерпевшем катастрофу пароме в Ла-Манше. Однако, «Красный», подобно предшествующим фильмам «Синий» и «Белый», все-таки в большей степени является рассказом о любви, порой мучительной власти чувств, которые и вершат судьбами людей, сводя и разводя их на перекрестках жизни. А сам режиссер, как демиург, испытывая персонажей на терпение - точнее, страстотерпие - в финале трилогии, любя и прощая, избавляет их от смерти, хотя не может не осознавать, что это будет выглядеть нарочито декларативно.

Стилистика скерцо не без иронических пассажей, свойственная второй части, вновь сменяется на более явную и даже иногда чрезмерную метафорическую манеру, пусть и лишенную холодности и подавленности настроения в первой «главе» единого повествования. Кесьлевский, заявляя об общеевропейском менталитете, схожести психологических проблем, ощущаемых людьми и на Востоке, и на Западе континента, все же, что называется, нутром не чувствует жизнь за пределами Польши и вынужден прибегнуть к помощи символических деталей и искусственных композиций, которые не растворены в повседневности, как это было в его польских работах. Даже в картине «Двойная жизнь Вероники» (кстати, с той же французской актрисой Ирен Жакоб, более естественно обитавшей в экстерьерах Кракова, нежели в окрестностях Парижа), которая знаменует поворотную точку в творчестве режиссера, вынужденного принять на себя бремя международной славы и работать в расчете как бы на вненациональную аудиторию. Драма художника, который уже не желал творить, ссылаясь на усталость и утраченное терпение, на самом деле впрямую соотносилась с судьбой одинокого судьи из «Красного», навсегда лишившегося того, что он любил, хотя на миг и приобретшего интерес к жизни после встречи с Валентиной.

Кшиштоф Кесьлевский не мог не предчувствовать, что его время ушло.

Смерть режиссера, как это ни печально, стала закономерным итогом.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Ирен Жакоб (см. ЖАКОБ Ирен), Жан-Луи Трентиньян (см. ТРЕНТИНЬЯН Жан-Луи), Фредерик Федер, Жан-Пьер Лори.

Режиссер Кшиштоф Кесьлевский (см. КЕСЛЕВСКИЙ Кшиштоф).

В начало энциклопедии