Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ТРИЛЛЕР (ЖАНР)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТРИЛЛЕР (ЖАНР)

ТРИЛЛЕР (англ. thriller, от thril - вызывать трепет), по определению Р. Макдональда, в детективе действие движется во времени назад, к разгадке; в триллере - вперед, к катастрофе. Разграничить эти жанры не всегда легко, и один часто содержит элементы другого. Яркие образцы триллера в кино - фильмы А. Хичкока, который мастерски использовал технику кино для нагнетания сюжетного напряжения (саспенса) и управления эмоциями зрителей. Для его картин характерен также тонкий черный юмор и вторичность сюжета по отношению к виртуозной разработке ключевых эпизодов. Хичкок ввел в жанр понятие «МакГаффина» - повода или предлога для развития действия (вымышленный агент в фильме «К северу через северо-запад», North by Northwest).

Другим мастером триллера был немецкий режиссер Фриц Ланг («Шпионы», Spione; 1928; «М», 1931), с 1936 работавший в Голливуде («Женщина в окне», The Woman in the Window; 1944 и др. ). Если в 30-е годы для голливудского триллера были характерны комедийные элементы («Это удивительный мир», It"s a Wonderful World; 1939 и др.), то с началом войны жанр приобрел более мрачные тона: «Наемный убийца» (This Gun for Hire; 1942), «Большие часы» (The Big Clock; 1948) и др. Традиции триллера были переработаны в стилистике «черного фильма». Зародился поджанр- фильмы об ограблениях heist movie («Асфальтовые джунгли», The Asphalt Jungle; 1950).

В Великобритании Т. Дикинсон снял классический фильм «Газовый свет» (Gaslight; 1940), ставший основой для голливудского римейка 1944. В жанре комедийного триллера работали Ф. Лондер и С. Гиллиат: «Я вижу незнакомца» (I See a Dark Stranger; 1946), «Государственная тайна» (State Secret; 1950). Кэрол Рид поставил картину «Третий человек» (The Third Man; 1949) - один из лучших триллеров в мировом кино.

Среди разновидностей жанра можно выделить шпионский триллер, лучшие образцы которого связаны со Второй мировой войной - «Пять пальцев» (5 Fingers; 1952), «Я был двойником Монти» (I Was Monty"s Double; Великобритания, 1958) - или холодной войной: «Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came in from the Cold;, 1965, Великобритания, по Джону Ле Карре). В 60-70-е годы во многом в связи с такими событиями, как убийство Кеннеди и Уотергейт, приобрел популярность политический триллер, «золотым стандартом» которого можно считать фильм Джона Франкенхаймера «Маньчжурский кандидат» (The Manchurian Candidate; 1962). Картина «День шакала» (The Day of the Jackal; Англия, 1973) рассказывала о заговоре с целью убийства Шарля де Голля; «Три дня Кондора» (Three Days of the Condor; 1975) - о закулисной деятельности американских спецслужб; «Вся президентская рать» (All the President"s Men; 1976) - о расследовании Уотергейтского скандала. Однако в этот же период жанр все чаще использовался для эксплуатации острых или просто модных тем, выигрывая в актуальности, но порой теряя в качестве. Выделялись работы Брайана Де Пальма, которого критики называли преемником Хичкока («Одетый для убийства», Dressed to Kill; 1980 и др.). Элементы триллера присутствуют во многих фильмах Р. Поланского: «Нож в воде» (Noz w wodzie; Польша, 1962), «На грани безумия» (Frantic, США, 1988) и др.

Во Франции одним из первых мастеров жанра был А.-Ж. Клузо: «Ворон» (Le corbeau, 1943), «Плата за страх» (Le salaire de la peur, 1953). С начала 50-х годов приобрел популярность французский гангстерский цикл, во многом связанный с именем актера Ж. Габена. Среди первых и лучших фильмов этого цикла была картина Ж. Беккера «Не тронь добычу» (Touchez pas au grisbi, 1953).

К жанру триллера обращались такие режиссеры, как Л. Малль («Лифт на эшафот», Ascenseur pour l"echafaud; 1957), Р. Клеман («Под палящим солнцем», Plein soleil, 1960, по П. Хайсмит) и Ф. Трюффо («Невеста была в черном», La mariee etait en noir, 1968). Ж.-П. Мельвиль развивал традиции американского «черного фильма»: «Красный круг» (Le cercle rouge, 1970) и др. Многочисленные гангстерские, приключенческие и психологические триллеры снимали А. Верней («Сицилийский клан», Le clan des Siciliens, 1969), Ж. Дере («Бассейн», La piscine, 1968) и Ж. Лотнер («Седьмой присяжный», Le septieme jure, 1964). В романтическом ключе решал свои триллеры К. Лелуш: «С Новым годом!» (La bonne annee, 1973) и др. К. Шаброль, которого наряду с Клузо называли «французским Хичкоком», предпочитает глубокую психологическую разработку сюжетов, сочетающуюся с сатирическими штрихами: «Мясник» (Le boucher, 1969) и др. Своеобразным эпилогом к гангстерскому циклу была лента Алена Делона «Неукротимый» (Le battant, 1982). Ведущий режиссер современного французского кино Патрис Леконт поставил блестящие триллеры «Специалисты» (Les specialistes, 1985) и «Месье Ир» (Monsieur Hire, 1989).

В Германии ряд режиссеров обращались к триллеру ради осмысления воздействия американской культуры на европейское сознание: «Американский солдат» (Der amerikanische Soldat, 1970, Райнера Вернера Фассбиндера) и «Американский друг» (1977, Der amerikanische Freund, Вима Вендерса, по Патриции Хайсмит).

В англоязычном кино в последние полтора десятилетия традиции жанра авторски перерабатывали П. Уир («Свидетель», Witness, 1985); Д. Коэн («Просто, как кровь», Blood Simple, 1984 и «Перевал Миллера», Miller"s Crossing, 1990); Д. Мамет («Игорный дом» / «Дом игр», House of Games, 1987 и «Убийство» / «Отдел убийств», Homicide, 1992); Б. Сингер («Подозрительные лица», The Usual Suspects, 1995); Д. Бойл («Неглубокая могила», Shallow Grave, 1995).

Петр Карцев

В начало энциклопедии