Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ТРОФИМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТРОФИМ

«ТРОФИМЪ (новелла киноальманаха «Прибытие поезда»)», Россия, СТВ, 1995, цв., 25 мин.

Драма.

«Трофим» - одна из четырех новелл проекта «Прибытие поезда», задуманного к 100-летию кино. История о том, как зарубивший брата Трофим, дальше огорода-поля не ходивший, сел в поезд, отхлебнул в столице империи штампованные радости и в недолгом своем пути до острога глухим голосом произносил одну и ту же фразу «А я брата зарубил», - скроена Балабановым как ярмарочная игрушка с бесхитростным секретом. Но наив этот простодушен до художественности.

Рифма к первому на свете кинопоказу могла быть сколь угодно далекой и замысловатой. Балабанов придумал «Прибытие русского поезда» - эпизод, грациозно приклеенный режиссером к житию Трофима, чье прибытие в город снимает неведомый оператор.

Стилизованное повествование об убивце, попадающем в большом городе то под колеса телеги, то в трактир, то в заведение мадам, как зрители первого киносеанса под колеса прибывающего с экрана поезда, прореженные видами Питера - старыми открытками - превращается здесь в Портрет города и в антологию старого кино. В портрет места и времени, приближенный к современному зрителю лукаво смонтированным эпизодом с Алексеем Германом, который стилизацию Балабанова - по замыслу Балабанова - воспринимает как архивную пленку «Прибытия русского поезда». Так ярмарочный трюк становится историческим документом. Этот трогательный и острый финал естественен еще и потому, что на роль убивца режиссер пригласил Маковецкого. Тем, кто привык видеть этого актера в ролях интеллигентов или в мизансценах Виктюка, вдруг открывается, что по типу дарования он - Петрушка (Стравинского), стилизованный народный тип. И его лубочный, эксцентричный, в сущности, грим в сочетании с потусторонним и растерянным взглядом завершают стилизаторскую режиссуру картины, посвященной неумышленной любви к кино, но снятой в умышленном городе.

В Питере прошлое - вплоть до люмьеровского - и поныне ощущается как настоящее в том хотя бы смысле, что настоящий «предмет искусства» окантован рамкой, как Нева гранитным берегом, дабы не расплескать натуру (и природу). А может быть, чтобы эту самую натуру сфокусировать, защитить от небытия и наводнений.

В ролях: Сергей Маковецкий (см. МАКОВЕЦКИЙ Сергей Васильевич), Зоя Буряк (см. БУРЯК Зоя Юрьевна), Семен Стругачев (см. СТРУГАЧЕВ Семен Михайлович), Алексей Балабанов (см. БАЛАБАНОВ Алексей Октябринович), Алексей Герман (см. ГЕРМАН Алексей Юрьевич), Игорь Шибанов (см. ШИБАНОВ Игорь), Владимир Богданов (см. БОГДАНОВ Владимир), Людмила Александрова, Виктор Полуэктов, Дмитрий Месхиев (см. МЕСХИЕВ Дмитрий Дмитриевич), Сергей Барковский (см. БАРКОВСКИЙ Сергей Викторович), Тамара Липартия, Сергей Ражук (см. РАЖУК Сергей), Анатолий Журавлев (см. ЖУРАВЛЕВ Анатолий Анатольевич), Михаил Гуро, Александр Строев (см. СТРОЕВ Александр Михайлович), Игорь Иванов (см. ИВАНОВ Игорь), Борис Хахин, Ирина Ракшина (см. РАКШИНА Ирина), Михаил Майзель, Наталья Львова, Юлия Краснова, Людмила Ким, Маргарита Ачинцева, Апрелина Уди, Николай Михалевич, Валерий Криштапенко (см. КРИШТАПЕНКО Валерий), Евгений Лепеха, Елена Виноградова, Андрей Полищук, Юрий Вьюшин, Яков Петров (см. ПЕТРОВ Яков), Никита Макарьев, Дмитрий Виноградов.

Режиссер: Алексей Балабанов (см. БАЛАБАНОВ Алексей Октябринович).

Авторы сценария: Алексей Балабанов (см. БАЛАБАНОВ Алексей Октябринович), Сергей Сельянов (см. СЕЛЬЯНОВ Сергей Михайлович).

Оператор: Сергей Астахов (см. АСТАХОВ Сергей Валентинович).

Художник-постановщик: Сергей Шемякин (см. ШЕМЯКИН Сергей).

Используемая музыка: Сергей Прокофьев (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич).

Звукорежиссер: Максим Беловолов (см. БЕЛОВОЛОВ Максим).

Монтаж: Тамара Липартия.

Продюсер: Сергей Сельянов (см. СЕЛЬЯНОВ Сергей Михайлович).

Приз Кинопрессы за лучший фильм 1995 года («Прибытие поезда» поровну с фильмами «Особенности национальной охоты», «Мусульманин»), лучшему актеру (С.Маковецкий «Прибытие поезда», «Летние люди», «Пьеса для пассажира» поровну с Е.Мироновым); Приз ФИПРЕССИ (фильму «Прибытие поезда»), приз Российской Гильдии киноведов и кинокритиков (новелле «Трофим») ОРКФ «Кинотавр-96»; Приз «Кентавр» за лучший игровой короткометражный фильм МКФ «Послание к человеку» (С.-Петербург-96).

В начало энциклопедии