Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
УСПЕХ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

УСПЕХ

«УСПЕХ», СССР, Мосфильм, 1984, цв., 93 мин.

Психологическая драма.

Эта лента словно предвосхитила период перестройки в советской империи. В момент выхода на экран в 1985 году казалась не лишенным определенной смелости фильмом с двойным дном, свидетельствуя, что во вроде бы частной истории молодого амбициозного режиссера, который покинул столицу, чтобы на сцене периферийного театра с дерзостью поставить «Чайку» и добиться успеха любой ценой, скрывалось некое подразумеваемое обобщение. Всякий общественный организм, в том числе театральный, со временем оказывается подверженным косности и застою - а типичный «человек со стороны», желающий изменить сложившийся порядок вещей, вольно или невольно выступает как ниспровергатель и почти революционер, как новатор, противостоящий заплесневевшим традициям. Чеховский Треплев, объявивший борьбу за новые формы в искусстве, вынужден расплачиваться творческим поражением, неудачей в личной сфере и, наконец, собственной жизнью. А его современный аналог - эгоцентричный, одержимый и порой жестокий в общении с людьми и коллегами по театру, хотя одновременно приученный по-сегодняшнему лавировать, хитрить и изворачиваться, пусть и для достижения благой цели - это подлинный «восьмидесятник», взращенный в условиях всем уже очевидного маразма власти. Сценарист Анатолий Гребнев, причастный (среди прочего) к появлению «Июльского дождя», своеобразного первого звонка о крахе интеллигентских иллюзий 60-х годов, актер Леонид Филатов и режиссер Константин Худяков (между прочим, еще в 1981 году они оба в телефильме «С вечера до полудня» были обеспокоены из-за рождения нового типа героя, привыкшего относиться к жизни как к «скорожраловке») в середине 80-х предупреждали о цене успеха. Сейчас же «Успех» - тем более в сравнении с режиссерским дебютом самого Филатова, который через 6 лет в ленте «Сукины дети» излишне нервозно и в то же время с чрезмерным пафосом отнесся к подлым или благородным поступкам членов труппы отдельно взятого театра, с явным намеком на Таганку - следует оценить как взвешенное и по возможности беспристрастное раздумье о неблагодарной участи любого из тех, кто посмеет потревожить «болото» и сам не сможет не увязнуть, не замараться. Реформаторов в России всегда недолюбливали.

В ролях: Леонид Филатов (см. ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич), Алиса Фрейндлих (см. ФРЕЙНДЛИХ Алиса Бруновна), Александр Збруев (см. ЗБРУЕВ Александр Викторович), Лев Дуров (см. ДУРОВ Лев Константинович), Лариса Удовиченко (см. УДОВИЧЕНКО Лариса Ивановна), Анатолий Ромашин (см. РОМАШИН Анатолий Владимирович), Людмила Савельева (см. САВЕЛЬЕВА Людмила Михайловна), Алла Мещерякова (см. МЕЩЕРЯКОВА Алла Дмитриевна), Вацлав Дворжецкий (см. ДВОРЖЕЦКИЙ Вацлав Янович), Владимир Привалов (см. ПРИВАЛОВ Владимир), Мария Полицеймако (см. ПОЛИЦЕЙМАКО Мария Витальевна), Наталья Крачковская (см. КРАЧКОВСКАЯ Наталья Леонидовна), Юрий Леонидов (см. ЛЕОНИДОВ Юрий Леонидович), Вадим Вильский (см. ВИЛЬСКИЙ Вадим Константинович).

Режиссер: Константин Худяков (см. ХУДЯКОВ Константин Павлович).

Автор сценария: Анатолий Гребнев (см. ГРЕБНЕВ Анатолий Борисович).

Оператор: Валентин Пиганов (см. ПИГАНОВ Валентин Васильевич).

Художники-постановщики: Борис Бланк (см. БЛАНК Борис Лейбович), Владимир Кирс (см. КИРС Владимир).

Композитор: Вячеслав Ганелин (см. ГАНЕЛИН Вячеслав Шевелевич).

Звукорежиссер: Владимир Мазуров (см. МАЗУРОВ Владимир Соломонович).

Монтаж: Галина Патрикеева.

Гран-при МКФ в Барселоне-85; Приз «Золотой тюльпан» МКФ в Стамбуле; Призы МКФ в Вашингтоне, Картахене, Мангейме; Приз Королевской академии киноискусств Швеции.

В начало энциклопедии