Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ФРАНЦУЗСКАЯ ЖЕНЩИНА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖЕНЩИНА

ФРАНЦУЗСКАЯ ЖЕНЩИНА (Une femme francaise) Франция - Великобритания - ФРГ, 1994. 100 мин. Мелодрама.

В истории французской женщины (кстати, режиссер Режис Варнье специально пояснил: артикль une подчеркивает, что речь идет об одной, конкретной героине, а не о француженке вообще), которая изменяла мужу с другими, многие увидели только адюльтер, поскольку именно это и хотели увидеть и осудить «по моральным соображениям».

Но решающим был прежде всего выбор актрисы на главную роль - не просто внешне похожей на прототип (Варнье рассказал, что лишь за три года до этого узнал о драматической судьбе своей матери), а и отвечающей представлениям автора о женском идеале. Он предпочел именно Эмманюэль Беар, которая еще с момента появления в роли Манон в новой экранизации романа «Манон с источников» Марселя Паньоля отождествлялась французами с понятием «невинного создания», ангельского существа, средоточия естественности, целомудрия. Но еще важнее для понимания особой роли Беар во «Французской женщине» то, что в 1991 году она рискованно предстала на экране обнаженной немалую часть действия в фильме «Прекрасная спорщица» Жака Ривета. В намеренно обытовленном пересказе получится почти тот же адюльтерный вариант «любовного треугольника», как и в ленте Режиса Варнье.

Правда, он, согласно своему интересу к социально-исторической мелодраме («Индокитай»), помещает частную семейную историю в контекст важных событий ХХ века - вторая мировая война, Берлин, разделенный союзниками на зоны, локальные войны в Индокитае и Алжире. Но нельзя не признать его прозорливость по поводу того, что Эмманюэль Беар привнесет так недостающее картине «ангельское свечение», капризность музы, соблазняющей и прельщающей, словно сама жизнь - неутомимого творца. Эстетический и бытийственный конфликт между искусством и действительностью, жизнью и смертью, художником и моделью, который не может быть раз и навсегда разрешен, тем более разгадан, по сравнению с «Прекрасной спорщицей» просто переведен на более понятный, бытовой уровень. Однако Жанна в исполнении Беар - не обычная неверная жена и вовсе не шлюха. Она - женщина, охваченная любовью и умирающая, между прочим, от любви. Некая непостижимая витальная сила, которая противостоит мужской страсти к убийству и войне. В то время, когда Луи, муж Жанны, находится вдали и занят исполнением воинского долга на благо родины, его жена инстинктивно и неосознаваемо реализует скрытую волю самой жизни. Француженка Жанна ничуть не хуже немки Марии Браун («Замужество Марии Браун») с ее тотальным стремлением выжить - но и жить в полную силу, взахлеб. Обе - даже не «святые блудницы» (если обыграть название другого фильма Фассбиндера), Девы Марии и Марии Магдалины в одном лице, а именно «нимфоманки жизни», абсолютные гедонистки, готовые на смерть ради полнокровного существования. Жизнь - это женщина. А перефразируя известную поэтическую формулу Бориса Пастернака, жена моя - жизнь.

Наивно и смешно предъявлять претензии и упреки в неверности собственной судьбе и предназначению. Можно любить - или ненавидеть! Разумеется, лента «Французская женщина» не выдерживает никакого сопоставления с «Прекрасной спорщицей», а имидж Эмманюэль Беар, «дневной красавицы 90-х годов», оказывается настолько сильно воздействующим на отдельных людей, что вместе с этой актрисой премий удостоились на Московском кинофестивале 1995 года, в общем, не хватающий звезд с неба режиссер и второстепенный австрийский актер Габриэль Барилли в роли своего рода «вечного избранника» царственной изменницы. Героиня Беар у Варнье все-таки менее опасна и бесхитростна, чем тайная фурия у Ривета, но вызывает безоговорочное восхищение. Vivе Emmanuelle!

Сергей Кудрявцев

В ролях: Эмманюэль Беар (см. БЕАР Эмманюэль), Даниель Отей (см. ОТЕЙ Даниель), Габриэль Барилли, Жан-Клод Бриали (см. БРИАЛИ Жан-Клод), Женевьев Казиль.

Режиссер Режис Варнье (см. ВАРНЬЕ Режис).

В начало энциклопедии