Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ЦАРЬ ЭДИП

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЦАРЬ ЭДИП

«ЦАРЬ ЭДИП» (Edipo Re) Италия - Марокко, 1967, 110 мин.

Философская историческая драма.

«Царь Эдип» занимает одну из ключевых позиций в творчестве Пьера Паоло Пазолини, знаменуя его переход к более условному, мифологическому, культурологическому кинематографу. Наряду с предпринятым «путешествием» в глубь веков и иных культур, к первоистокам цивилизации, режиссер погружается и в собственную память, тайники души, подвалы подсознания. Легенда об Эдипе, который, совсем не зная этого, убил своего отца и женился на собственной матери, сопоставляется даже не с воспоминаниями, а с некими представлениями-прозрениями автора о периоде младенчества, когда помимо воли, подспудно закладывалась вся его судьба, будущая жизнь, мотивы поведения, склонности и пристрастия.

Пресловутый фрейдовский «эдипов комплекс», часто трактуемый слишком буквально и примитивно, именно фрейдистски, то есть слепо, эпигонски по отношению к учению самого Зигмунда Фрейда, понимается Пазолини согласно культурной традиции античной трагедии - как безжалостный рок, который преследует человека, подвергает его испытаниям. Только ослепивший себя в наказание Эдип прозревает истинную суть вещей, до этого зрячим блуждая в потемках. Психологически точное открытие Фрейдом того, что человеческая личность, основы ее сексуальной жизни и социальной ориентации формируются в глубоком детстве и напрямую связаны с ролью отца и матери, с взаимоотношениями в семье, по-настоящему прочувствовано режиссером. И проникновенно передано в изумительных по красоте кадрах «земного рая» на зеленой лужайке возле особняка, с коляской младенца, к которому наклоняется мать, с приехавшим ненадолго отцом-офицером, видимо, в гости. Все строится на нюансах, настроениях, мимолетных переживаниях, воплощенных в зримой форме самой природы, словно разлитых в воздухе, не передаваемых словами, но ощущаемых.

Пьер Паоло Пазолини лучше выражает смысл фрейдовской догадки, нежели сотни комментаторов и толкователей, которые огрубляют, выпрямляют, искажают. Автор сожалеет и печалится, но все равно приемлет предназначенную судьбу. Подобно тому, как Эдип, пройдя свой путь по пустыне, сразившись с минотавром (сцена поединка на мечах с бьющими в глаза, ослепляющими лучами солнца и его отражений виртуозно, блистательно снята оператором Джузеппе Руццолини), избавившись от миражей, познав горькую участь отцеубийцы и вступив в непредумышленный инцест, воздает сам себе за совершенный грех. И став слепым, продолжает смиренное странствие по дорогам теперь уже современной Италии, являя собой символ покаяния и искупления. Он кажется более счастливым, преодолев бунтарское и бесплодное стремление предотвратить, изменить предначертанное свыше. Ныне, когда все свершилось, как было предсказано оракулом, Эдип освобождается от своего комплекса и уже полностью предоставлен себе. Он теперь сам может быть предсказателем чужих судеб - как и художник, прозревающий в своих творениях некую истину о будущем.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Франко Читти, Сильвана Мангано (см. МАНГАНО Сильвана), Алида Валли (см. ВАЛЛИ Алида), Кармело Бене, Джулиан Бек, Пьер Паоло Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло).

Режиссер Пьер Паoло Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло).

В начало энциклопедии