Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
БРАЗИЛИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БРАЗИЛИЯ

«БРАЗИЛИЯ» (Brazil) Великобритания - США, 1984, 142 мин. (полный вариант). Трагикомическая антиутопия.

Наиболее амбициозный проект талантливого художника, мультипликатора, режиссера и комического актера Терри Гиллиама, который, расставшись с абсурдно-юмористической британской группой «Монти Питон» (из ее состава участвует только Майкл Пейлин), дал полную волю своей неиссякаемой фантазии. Вдобавок ко всему в грандиозной по декорациям и размаху съемок картине «Бразилия» он еще сильнее подчеркнул манеру острой социальной сатиры, опробованную в несколько сказочной форме в «Джэбберуоки», и явно намекнул не только на знаменитый пророческий роман «1984» Джорджа Оруэлла (тем более в тот же 1984 год!), но и на традиции кафкианского, уже мрачно-абсурдного стиля.

Мелкий чиновник Сэм Лоури, беспрекословно подчиняющийся начальству, почти насмерть запуганный технократической диктатурой, безусловно, напоминает Йозефа К., который терялся в бесчисленных, запутанных лабиринтах власти и закона. Типично кафкианским кажется ошибочное физическое устранение невинного Баттла лишь из-за созвучия фамилий - «преступника» Таттла преследуют за анекдотическое «проявление инициативы». Но Сэм Лоури вынужден следовать идиотской казуистике - проверить счета канцелярии относительно оплаты родственниками казни Баттла. Набор несоразмерных глупостей и запретов придуман системой для того, чтобы обыватель привыкал к осторожному и тихому существованию, сам приучался к безропотному и даже радостному повиновению. А дерзкий бунт против аппарата подавления поневоле приобретает комически-дебильный характер. Хэрри Таттл, который нелегально, по-десантному устраняет аварии в квартирной канализации (точнее, это - бессмысленное нагромождение изогнутых труб), абсолютно не осознает, что его бесполезный героизм может чуть-чуть подправить тупую систему, но не способен ее окончательно разрушить.

Лучше уж чеховский мужик, нерадиво отвинчивающий гайки на шпалах! Пессимизм Терри Гиллиама по поводу бесцельной борьбы одиночек с современным Драконом, новым Джэбберуоки или (по-русски) Бармаглотом, проявляется на идейно-тематическом (как мы сказали бы раньше) уровне и в изобретательной художественно-образной форме. Гигантский мир технической империи, воссозданный в кинопавильонах, величественно и угнетающе возвышается над людьми-марионетками, блуждающими среди коридоров-пропастей и квартир-ловушек. Наверно, вопреки желанию режиссера, супердекорации Н. Гарвуда, причудливые композиции художников К. Пейна и Дж. Бирда, оригинальные костюмы Дж. Эчисона начинают доминировать в фильме, отвлекать внимание зрителей от повествования, которое во второй половине развивается все труднее, медленнее, угасающе, почти на холостом ходу. Гиллиам смонтировал для американского проката версию на 11 минут короче - и все равно заслужил упреки в затянутости действия. Определеннее всех высказался справочник «Мувиз он Ти-Ви энд видеокассет»: «Вы уже через 5 минут знаете то направление, по которому двинется эта футуристическая комедия - а она все движется, и движется, и движется». Но это не помешало американским журналистам, пишущим о кино, назвать ленту «Бразилия» в числе десяти лучших за 80-е годы. А среди некоторых ценителей этого гиллиамского «метеорита современного кино» (по словам французского критика Рафаэля Бассана) с загадочной отсылкой в названии к популярной песне 50-х годов фильм стал даже культовым.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро (см. ДЕ НИРО Роберт), Майкл Пейлин, Ким Грайст, Кэтрин Хелмонд, Иэн Холм, Иэн Ричардсон, Питер Вон, Боб Хоскинс (см. ХОСКИНС Боб), Чарлз Маккьоун.

Режиссер Терри Гиллиам (см. ГИЛЛИАМ Терри).

В начало энциклопедии