Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
МАТЬ (1990)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАТЬ (1990)

«МАТЬ», СССР-Италия, ЧИНЕФИН ЛТД. (Италия)/МОСФИЛЬМ, 1990, цв., 200 мин.

Драма.

По мотивам одноименного романа М.Горького.

Весть о том, что после «Вассы» Глеб Панфилов приступает к экранизации горьковской «Матери», была воспринята нашей кинообщественностью весьма болезненно. Реакция эта естественна. Самый Главный Роман Эпохи Социализма к тому моменту стал объектом тихой ненависти миллионов советских людей, вынужденных «изучать» его в средней школе. Свинцовые мерзости жизни в царской России, речь Павла на суде, история с «болотной копейкой», забитая Ниловна, «распрямляющаяся» под воздействием, - трудно представить соотечественника, желающего увидеть все это на экране.

Время шло. Работа над фильмом тоже шла. В обществе все изменилось... Но выдающийся режиссер есть выдающийся режиссер. Он первым представил нам кинематографическую материализацию потаенных дум, неявных догадок, смутных предположений, имевших хождение в обществе на рубеже 80-90-х годов.

Формально соединяя Горького с Заломовым (книга известного революционера легла в основу сценария наряду с романом «Мать»), Панфилов практически сопрягает два подхода к российским проблемам, сформировавшимся на рубеже веков. Первый, поименованный революционно-демократическим, и второй - нравственный, христианский, общечеловеческий. И - удивительная вещь! - чем более известные события на экране разворачиваются, тем более неизвестными они нам кажутся.

Существует некая субстанция, магма российской жизни. Видоизменяясь, трансформируясь, она порой выбрасывает, исторгает различного рода странности...

Павел и его товарищи показаны людьми именно странными. Взбрело им в голову построить Царство Божье на Земле. «Господи Иисусе!» - восклицает Ниловна, впервые услышав классическое «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» - нормальная христианская реакция на разговоры о призраках.

Великая Инна Чурикова играет человека, изо всех сил пытавшегося отговорить сына от опасных занятий. А потом вдруг понимает: отговорить не удастся. Разве можно было заставить его отца бросить пить!..

И никуда она не «распрямляется». Ниловна решает просто быть все время с сыном, защищать его, делить с ним тяготы жизни.

В ролях: Инна Чурикова (см. ЧУРИКОВА Инна Михайловна), Виктор Раков (см. РАКОВ Виктор Викторович), Любомирас Лауцявичюс (см. ЛАУЦЯВИЧЮС Любомирас), Саша Шишонок, Дмитрий Певцов (см. ПЕВЦОВ Дмитрий Анатольевич), Александр Карин (см. КАРИН Александр Александрович), Ваня Кабардин, Владимир Прозоров, Володя Фатеев, Ольга Шукшина, Антанелла Интерленги, Андрей Ростоцкий (см. РОСТОЦКИЙ Андрей Станиславович), Иннокентий Смоктуновский (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович).

Режиссер: Глеб Панфилов (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич).

Автор сценария: Глеб Панфилов (см. ПАНФИЛОВ Глеб Анатольевич).

Операторы: Михаил Агранович (см. АГРАНОВИЧ Михаил Леонидович), Александр Ильховский (см. ИЛЬХОВСКИЙ Александр Радиевич).

Художники-постановщики: Леван Лазишвили (см. ЛАЗИШВИЛИ Леван Давыдович), Валерий Кострин (см. КОСТРИН Валерий), Анатолий Панфилов, Франко Куппини.

Композитор: Вадим Биберган (см. БИБЕРГАН Вадим).

Звукорежиссер: Роланд Казарян (см. КАЗАРЯН Роланд Артавазович).

Монтаж: Е. Галинка.

Продюсер: Нелло Санти.

Приз «За выдающиеся художественные достижения» МКФ в Канне-90: конкурс; Приз Киноакадемии «Ника-90» лучшему звукооператору года (Р.Казарян); Премия Европейского кино «Феликс-90» за лучшую роль второго плана (Д.Певцов);

В начало энциклопедии