Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ВЕНДЕРС ВИМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕНДЕРС ВИМ

ВЕНДЕРС (Wenders) Вим (р. 14 августа1945), немецкий режиссер, сценарист, продюсер.

Вендерс, как и Вернер Херцог, и Райнер Вернер Фассбиндер, прежде всего дитя послевоенной Германии, где горечь и позор военного поражения уравновешивались чувством вины за причастность народа к фашизму. Крайне редко прибегая к социально-политическим акцентам (исключение - антифашистский пафос «Ложного движения»), режиссер передает завораживающее превращение одиночества оторванности от мира в чисто кинематографическую причастность к бесконечной глубине мироздания.

Его известность началась сравнительно рано, - с экранизации повести австрийского писателя Петера Хандке «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым» (1971), в котором уволенный с работы Йозеф Блох знакомится с кассиршей кинотеатра, без всякого мотива убивает ее, и этот жуткий поступок парадоксально возвращает ему чувство сопротивления реальности. Вендерса сразу записали в последователи Атониони, но он уже говорил о последствиях того, что было открыто итальянским мастером, а также об изживании общеевропейской болезни отчуждения - на философском уровне.

В 70-е годы он снимал в Германии и сделал там лучшую свою ленту «Алиса в городах», - вариацию на темы американского «фильма дороги». Его главный герой, сыгранный актером Рюдигером Фоглером, погруженный в себя и внутренне чужд духовной апатии, но не испытывает желания менять созерцательный принцип жизни на деятельный. Он, собственно, медиум, прислушивающийся к реальности, будучи заранее уверен, что, кроме разного рода мнимостей, ничего не найдет. Парад таких мнимостей явлен в «Американском друге» (1977) - изощренной рефлексии на темы американского гангстерского фильма, где любимый персонаж режиссера (на этот раз его играет актер Бруно Ганс) - невольный виновник гибели тех, кого он, сам того не зная, подставил, опрометчиво сыграв в чужую игру.

После того как Вендерс поставил жесткую и почти оскорбительную по откровенности ленту об американском режиссере Николасе Рее, он отправляется в Голливуд по приглашению Фрэнсиса Ф. Копполы, повторив многочисленные паломничества режиссеров-европейцев в Мекку кинематографа.

После многих мытарств Вендерс сделал картину «Хэммет», это опять история писателя, попавшего в собственный сюжет. Детектива, как хотел продюсер фильма Коппола, не вышло. Последовав примеру Феллини, немецкий режиссер снял в Португалии ленту «Положение вещей» о том, как постановщик не может закончить картину и вынужден уехать в Голливуд искать сбежавшего продюсера, за которым, оказывается, охотятся гангстеры. В результате гибнут оба, так обрывается спор между американским (состояние через действие) и европейским способом сюжетосложения (действие через состояние). И только камера запечатлевает последний кадр. Получился, в сущности, перепев его блестящей ранней ленты «С течением времени» (1976). Из замкнутого круга режиссер вышел, только поставив «Париж -Техас» (1984) удостоенный Золотой Пальмовой ветви в Канне.

Собрав все свои сюжеты, - путешествие, встречу, дорогу, он нашел мелодраматический ключ к теме Америки, где люди также не способны существовать вместе, как и в Германии. Но появляется и новое: надежда на исправление ошибки, допущенной в прошлом. Над героями фильма, отцом, матерью, и сыном, уже не тяготеет рок предшествующих сюжетов. И пройдя Америку из нулевой точки посреди каньона в большой город и дальше в темноту, потерявший семью Трэвис (Гарри Дин Стэнтон) обретает сына и успевает хоть что-то объяснить жене (Настасья Кински). Успех ленты превзошел все ожидания.

Следующие десять лет Вендерс заново открывает для себя Германию и мир, находящийся в состоянии перемен. Он первый из больших мастеров попадает к нам после горбачевских послаблений и привозит «Небо над Берлином». А потом снимает продолжение этой ленты «Там далеко, там близко» (1993), где внезапно обнаружится его глубокая тревога по поводу идеи Объединенной Европы и где он снимет бывшего президента СССР, его монолог о современности.

«До самого края света» (1989) - длинная, философски насыщенная лента о власти поддельной реальности над людьми, при невероятной изобразительной культуре опять оставила впечатление кризиса. Вендерс, оставаясь мэтром, возглавил Европейскую киноакадемию «Феликс». И только сейчас, после картины «Лиссабонская история», критика вновь заговорила о Вендерсе как о великом и действующем режиссере, еще способном удивить.

В 1999 после нескольких неудачных лент снял документальную картину «Общественный клуб Буэна Виста» (Buena Vista Social Club) - историю кубинской группы, триумфально вернувшейся в мир шоу-бизнеса.

Андрей Шемякин

1967 Schauplatze режиссер, сценарий, продюсер, оператор, монтаж

1968 Klappenfilm режиссер, продюсер

1968 Same Player Shoots Again режиссер, сценарий, продюсер, оператор, монтаж

1968 VIctor I. режиссер

1969 Alabama: 2000 Light Years режиссер, сценарий, монтаж

1969 Drei Amerikanische LP"S (TV) режиссер, монтаж

1969 Silver City режиссер, сценарий, продюсер, оператор, монтаж

1970 Polizeifilm (TV) режиссер, сценарий, оператор, монтаж

1970 Summer In The City исполнитель, режиссер, сценарий, продюсер

1971 Goalie"s Anxiety At The Penalty Kick, The режиссер, сценарий

1972 Scarlet Letter, The режиссер, сценарий

1974 False Movement режиссер

1974 Alice In The Cities режиссер, сценарий

1976 Kings Of The Road режиссер, сценарий

1977 Leftanded Woman, The - продюсер

1977 American Friend, The режиссер, сценарий, продюсер

1979 Radio On продюсер

1979 ...Als Diesel Geboren продюсер

1980 Lightning Over Water исполнитель, режиссер, сценарий, продюсер, монтаж

1982 Chambre 666 (TV) режиссер

1982 Hammett режиссер

1982 Reverse Angle (TV) режиссер

1982 State Of Things, The режиссер, сценарий

1984 Docu Drama режиссер

1984 Paris, Texas режиссер

1985 Tokyo режиссер, сценарий, продюсер, монтаж

1987 Eisenerde Kupferhimmel - продюсер

1987 Himmel Uber Berlin, Der / Wings Of Desire режиссер, сценарий, продюсер

1989 Notebook On Cities And Clothes режиссер, оператор

1990 Night & Day / Red Hot + Blue (TV) режиссер

1991 Until The End Of The World режиссер, сценарий

1991 Dream Island продюсер

1992 Arisha, The Bear And The Stone Ring исполнитель, режиссер, сценарий, продюсер

1993 Faraway, So Close! режиссер, сценарий, продюсер

1993 Absence, L" продюсер

1994 Lisbon Story режиссер, сценарий, продюсер

1995 Brothers Skladanowsky исполнитель, режиссер

1995 Lumiere Et Compagnie режиссер

1995 Al Di La Delle Nuvole / Beyond The Clouds режиссер, сценарий

1997 Go For Gold! продюсер

1997 End Of Violence, The режиссер, сценарий, продюсер

1998 Willie Nelson At The Teatro режиссер, сценарий

1999 Buena Vista Social Club режиссер, сценарий

2000 Million Dollar Hotel, The (см. ОТЕЛЬ МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ) режиссер, продюсер

2001 In America режиссер, сценарий

2001 Vill Passiert режиссер, сценарий

2002 Blues, The (mini TV Series) режиссер, сценарист

2002 Ten Minutes Older: The Trumpet режиссер, сценарист

2002 Junimond продюсер

2002 Halbe Miete продюсер

В начало энциклопедии