Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ВЕСНА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕСНА

ВЕСНА, СССР, Мосфильм, 1947, ч/б, 104 мин. Музыкальная комедия.

Реальность фильмов Г. Александрова всегда испытывала влечение к театрализации, с одной стороны, к жанру - с другой. Музыкальная комедия и мелодрама стремились ужиться под одной крышей. Героями таких фильмов могли стать только музыкально одаренные актеры, либо актеры характерные, комические. Первые были талантливыми певцами, музыкантами, циркачами, вторые - их оппонентами просто по той причине, что не могли оценить чужой талант, но всегда стремились примазаться к чужой славе. В послевоенной картине «Весна» режиссер сохраняет исходную условность - делает фильм о кино, о съемках, о жизни киностудии. Он и усугубляет исходную условность, избрав сюжет двойников: профессор Никитина работает над проблемой использования солнечной энергии, актриса оперетты хочет стать киноактрисой, получить главную роль в новой постановке известного кинорежиссера. Волею обстоятельств две героини (обе роли сыграла Л. Орлова) вынуждены поменяться местами, оказываются в непривычной ситуации, влезают в чужую шкуру, чтобы не испортить задуманную игру, не навредить ближнему, сдержать данное слово. Подмена оказывается благотворной: синий чулок - Никитина - становится женственнее, дружелюбнее, легкомысленная Шатрова - серьезнее и умнее.

Действие фильма развертывается в двух основных декорационных комплексах - в научном центре, где священнодействуют люди в белых халатах, и в павильонах, гримерных киностудии, где можно запросто встретить двух Гоголей и разрешить их спор, где снимается нечто патетическое оперно-балетное во славу Москвы, где актеры преображаются в исторических персонажей или в идеальных персонажей своего времени. И в том, и в другом комплексе главное - свет: свет солнца или юпитеров, под лучами которых мир становится прекраснее. Отсюда - гимническая, патетическая интонация фильма. Животворной стихией, поддерживающей бутафорски-пафосный стиль, становится комедийное, водевильное, характерное. Здесь приют наивных чудаков и хамоватых рвачей, здесь правят законы курьеза и недоразумений. Здесь правят бал Ф. Раневская и Р. Плятт, поведение которых стало нарицательным, а фразы их персонажей ушли в народ и вошли в язык. Скрепляющим раствором фильма стала музыка Дунаевского, мелодический дар которого превращал торжественное, патетическое в понятное всем и каждому, а в веселом, шутливом, песенном мелосе открывал то, что может служить человеку каждый день его трудной жизни.

В ролях: Любовь Орлова (см. ОРЛОВА Любовь Петровна), Николай Черкасов (см. ЧЕРКАСОВ Николай Константинович), Николай Коновалов (см. КОНОВАЛОВ Николай Леонидович), Михаил Сидоркин (см. СИДОРКИН Михаил), Василий Зайчиков (см. ЗАЙЧИКОВ Василий Федорович), Ростислав Плятт (см. ПЛЯТТ Ростислав Янович), Фаина Раневская (см. РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна), Георгий Юматов (см. ЮМАТОВ Георгий Александрович), Борис Петкер (см. ПЕТКЕР Борис Яковлевич), Рина Зеленая (см. ЗЕЛЕНАЯ Рина Васильевна), Татьяна Гурецкая (см. ГУРЕЦКАЯ Татьяна Ивановна), Валентина Телегина (см. ТЕЛЕГИНА Валентина Петровна), Михаил Трояновский (см. ТРОЯНОВСКИЙ Михаил Константинович), Алексей Консовский (см. КОНСОВСКИЙ Алексей Анатольевич).

Режиссер: Григорий Александров (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич). Авторы сценария: Григорий Александров (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич), Александр Раскин (см. РАСКИН Александр Борисович), Морис Слободской (см. СЛОБОДСКОЙ Морис Романович). Оператор: Юрий Екельчик (см. ЕКЕЛЬЧИК Юрий Израилевич). Художники-постановщики: Константин Ефимов (см. ЕФИМОВ Константин Николаевич), Владимир Каплуновский (см. КАПЛУНОВСКИЙ Владимир Павлович). Композитор: Исаак Дунаевский (см. ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович). Текст песен: Василий Лебедев-Кумач (см. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ Василий Иванович), Михаил Вольпин (см. ВОЛЬПИН Михаил Давыдович), Сергей Михалков (см. МИХАЛКОВ Сергей Владимирович). Звукорежиссер: Вячеслав Лещев (см. ЛЕЩЕВ Вячеслав).

Приз МКФ в Венеции-47 за оригинальный сюжет.

В начало энциклопедии