Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
МАХМАЛЬБАФ МОХСЕН

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАХМАЛЬБАФ МОХСЕН

МАХМАЛЬБАФ (Makhmalbaf) Мохсен (р. 29.05.1957, Тегеран), иранский кинорежиссер, одна из центральных фигур иранского кино конца 20 века.

Родился в бедном тегеранском квартале, где живет и поныне. В возрасте 15 лет бросил школу и примкнул к антишахской оппозиции. В 1974 при попытке разоружить полицейского юноша был ранен и арестован. Смертной казни он избежал только из-за несовершеннолетия. Почти пять лет Махмальбаф провел в тюрьме, на свободу его выпустила исламская революция в 1979. Однако он не стал поклонником установившегося теократического режима и, отойдя от политики, посвятил себя искусству. Написал несколько романов и сценариев, в 1982 дебютировал в кинорежиссуре, несмотря на то что впервые побывал в кинотеатре только 23-летнем возрасте.

После освобождения из тюрьмы участвовал в деятельности исламской пропагандистской организации. Но ее экстремистские цели не отвечали его духовным поискам. Первым заметным фильмом Махмальбафа стал «Бойкот» (1985), во многом автобиографичный. Действие фильма происходит в тюрьме среди политических заключенных, которые пытаются найти истину в широком спектре идей: от марксистского материализма до исламского фанатизма. В центре картины - приговоренный к смерти заключенный. Сокамерники превозносят его как героя, но сам он пересматривает свои взгляды на жизнь и отказывается от прошлого. Уже в ранних фильмах Махмальбафа сквозь страстность политических и религиозных дискуссий проглядывает тонкий аллегорический стиль.

Известность на Западе режиссеру принес фильм-триптих «Разносчик» (1986), в котором ярко проявилась характерная для режиссера эстетика псевдонаивности. Фильм, состоящий из трех новелл-притч, разрабатывает проблематику одиночества человека в мире, но отличается сардоническим тоном, абсолютно оригинальной интонацией и антизападной философией. Горечь философских парадоксов уравновешена жизнелюбием режиссера.

Поворотным пунктом в режиссерской судьбе Махмальбафа стал фильм «Велосипедист» (1989), во многом, начиная от названия, вдохновленный итальянским неореализмом. При этом «Велосипедист» развивается в русле принципов исламской морали. Это история афганского беженца, который, чтобы заплатить за лечение своей умирающей жены, участвует в семидневном велосипедном марафоне. «Велосипедист» стал классическим образцом нового иранского кино, которое сочетает исламские ценности с гуманизмом.

Следующий фильм режиссера «Время любви» (1990) иранская цензура запретила к прокату. Только в 1995 он был с успехом показан на Каннском кинофестивале . Эта картина посвящена супружеской измене, и поскольку эта тема запрещена в Иране, то Махмальбаф снимал ее в Турции с турецкими актерами. Фильм состоит из трех частей: вариаций одного сюжета с одними и теми же актерами. Здесь без труда прочитывается авторская мысль об относительности человеческих моральных критериев. В этом фильме впервые в своем творчестве режиссер выстраивает композицию по принципу плетения восточного ковра.

Этот принцип становится определяющим в картине «Габбех» (1995), расказывающий о кочевом племени на юго-востоке Ирана. История девушки, которой родители запрещают выйти замуж за любимого, переплетается с другими судьбами и образует сюжетный узор. Ковер, в узоре которого запечатлено слияние любящих душ, а также их переселение в иное бытие, персы называют габбех. Работая над фильмом, Махмальбаф несколько месяцев жил среди кочевников.

Особое место в творчестве Махмальбафа занимают картины о таинственной природе киноискуства. До революции он с презрением относился к кино, в особенности к продукции иранской «фабрики грез». Сам он пришел в кинематограф для того, чтобы делать новое, революционное кино. Лишь со временем сам Махмальбаф и кинематографисты его поколения, ощутили себя частью истории национального кино Ирана. Впервые к теме кино Махмальбаф обратился в фильме «Однажды в кино», в которой рассказал историю шаха, ненавидевшего кинематограф. Но именно этот шах влюбился в экранную девушку до такой степени, что отрекся от престола, бросил гарем и сам стал киноактером ради любимой. В фильме Махмальбаф охотно цитирует много старых иранских лент.

Взаимоотношениям кино и реальности посвящены фильмы Махмальбафа «Салам, синема» (1995) и «Хлеб и цветок» (1996). Первый был посвящен столетнему юбилею кино, а во втором режиссер переосмысливал свое революционное прошлое. Эти фильмы пронизаны самоиронией и лишь внешне имитируют неореализм. Работа над двумя картинами шла параллельно, а их замыслы переплетались. В целом творчество режиссера посвящено человеческому достоинству и благородству. В этом одна из причин его популярности и престижа у западных зрителей.1981 Towjeeh сценарист

1982 Hesar dar Hesar сценарист

1982 Marg Deegari сценарист

1983 Tobeh Nosuh режиссер, сценарист

1984 Este"aze / Fleeing from Evil to God режиссер, сценарист

1984 Two Blind Eyes режиссер, сценарист

1985 Boycott режиссер, сценарист

1985 Zangha сценарист

1987 Cyclist, The / Docharkheh Savar режиссер, сценарист

1987 Peddler, The режиссер, сценарист

1989 Marriage of the Blessed режиссер, сценарист

1990 Time of Love режиссер, сценарист

1991 Nights of Zayandeh-Rood, The режиссер, сценарист

1992 Once Upon a Time, Cinema режиссер, сценарист

1993 Actor, The режиссер, сценарист

1993 Images From the Ghajar Dynasty режиссер, сценарист

1995 Salaam Cinema режиссер, сценарист

1996 Bread and Flower / Moment of Innocence, A режиссер, сценарист

1996 Gabbeh режиссер, сценарист

1998 Apple, The сценарист

1998 Silence, The режиссер, сценарист

1999 Kish Tales режиссер, сценарист

2000 Blackboards сценарист

2000 Day I Became a Woman, The сценарист, продюсер

2000 Tales of an Island сценарист

2001 Kandahar / Sun Behind the Moon, The режиссер, сценарист, продюсер

2002 Afghan Alphabet, The режиссер, сценарист

В начало энциклопедии