Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО

ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, СССР, Мосфильм, 1972, ч/б, 89 мин. Социально-психологическая драма.

Разоблачать печальный рай, в котором навеки выпало пребывать советским эмигрантам за рубежом, могли в прежние времена только те авторы, которые как-то были связаны с органами КГБ или хотя бы неоднократно выезжали за пределы СССР, то есть опять же являлись проверенными товарищами. Поэтому в титрах нескольких картин на рубеже 60-70-х годов, так или иначе затрагивающих международную тему, можно обнаружить фамилии сценаристов Александра Шлепянова, Владимира Владимирова (он же - режиссер Владимир Вайншток) и детского классика Сергея Михалкова, который еще в 1948 году сочинил пьесу У них есть Родина, экранизированную и получившую Сталинскую премию, впрочем, лишь II степени. Но если, например, Мертвый сезон, придуманный Шлепяновым и Владимировым, нередко показывается сейчас по телевидению, и фильм действительно любим многими (как и ряд иных лент про разведчиков), то ничтожно мал шанс пересмотреть, например, Вид на жительство. А было бы на самом деле интересно взглянуть с современной точки зрения на, безусловно, тенденциозно-декларативную, но в чем-то и искренне заблуждающуюся киноработу.

Ему, врачу по призванию, всегда казалось, что занимаясь любимым делом в условиях несвободы, он никогда не сможет добиться успеха. Воспользовавшись туристической поездкой за рубеж, он не вернулся. А став безработным, принял предложение из школы диверсантов. Шпионский стереотип срабатывает и здесь - невозвращенец не может не быть причастным к деятельности вражеских спецслужб. Однако предшествующая драматическая история разочарования бывшего советского человека в иллюзиях относительно способности легко вписаться в западную цивилизацию, в принципе, поведана приближено к реальности (видимо, сказалось то, что режиссеры Гвасалия и Стефанович были до этого признанными документалистами). Любопытно то, что известный оператор Юрий Сокол, неожиданно проявивший себя не в образно-символической, как прежде, а именно в строгой черно-белой изобразительной стилистике, вскоре покинул СССР, так же, как и актриса Виктория Федорова. Получается, что неудачный опыт героя «Вида на жительства» их ничуть не предостерег. Но в своей жизни на Западе они оба вполне смогли в дальнейшем реализоваться в творческой сфере.

В ролях: Альберт Филозов (см. ФИЛОЗОВ Альберт Леонидович), Виктория Федорова (см. ФЕДОРОВА Виктория Яковлевна), Инна Сергеева, Леонид Недович (см. НЕДОВИЧ Леонид), Леонид Оболенский (см. ОБОЛЕНСКИЙ Леонид Леонидович), Александр Ильин (см. ИЛЬИН Александр Адольфович), Антс Эскола (см. ЭСКОЛА Антс Волдемар), Владимир Сапожнин, Н. Волк-Леонович, Вадим Зайцев, В. Горденев, Михаил Садкович.

Режиссеры: Омари Гвасалия (см. ГВАСАЛИЯ Омари Михайлович), Александр Стефанович (см. СТЕФАНОВИЧ Александр Борисович). Авторы сценария: Сергей Михалков (см. МИХАЛКОВ Сергей Владимирович), Александр Шлепянов (см. ШЛЕПЯНОВ Александр). Оператор: Юрий Сокол (см. СОКОЛ Юрий Васильевич). Художник-постановщик: Анатолий Брусиловский (см. БРУСИЛОВСКИЙ Анатолий Рафаилович). Композиторы: Леонид Гарин, Георгий Гаранян (см. ГАРАНЯН Георгий Арамович). Звукорежиссер: Валентина Лагутина.

В начало энциклопедии