Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ВОНГ КАРВАЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВОНГ КАРВАЙ

ВОНГ КАРВАЙ (Ван Карвай) (р. 1958, Шанхай), китайский режиссер, сценарист, один из лидеров авангардного кино 1990-х годов.

Когда Вонгу Карваю было пять лет, его семья эмигрировала в Гонконг. Образование он получил в Гонконгской политехнической школе, изучал графический дизайн, затем начал работать помощником режиссера на телевидении. Участвовал в создании телевизионных сериалов, позже стал писать сценарии к кинофильмам. Как сценарист Вонг Карвай является автором нескольких комедий, детективов, мелодрам. Наиболее известен из них фильм «Окончательная победа» (Final Victory, 1987), режиссером которой был его наставник Патрик Тэм (Patrick Tam). Он же продюсировал режиссерский дебют Вонг Карвая - гангстерский боевик «Пока текут слезы» (As Tears Go By, 1988). И хотя криминальные боевики составляли основную часть гонконгской кинопродукции, «Пока текут слезы» сумели выделиться из общего потока и имели успех у публики. Одну из главных ролей в этом фильме сыграла Мэгги Чун, уже считавшаяся звездой после участия в «Полицейской истории» Джеки Чана в 1985. Пока текут слезы принесли Вонг Карваю один из призов Каннского фестиваля.

Успех позволил режиссеру в 1990 собрать лучших гонконгских молодых актеров для воплощения амбициозного замысла - съемок автобиографического фильма «Бурные дни» (Days of Being Wild). Эта картина была высоко отмечена на Гонконгском кинофестивале, но этот сугубо авторский фильм, основанный на личных переживаниях режиссера, не заинтересовал массового зрителя. Затем Вонг Карвай принялся за эпический фильм «Пепел времени» (Ashes of time; 1994), повествующий о традиционных китайских боевых искусствах, но в загадочной, томительной, неудобоваримой манере. В этой экстравагантной исторической драме режиссер сознательно пошел наперекор всем законам жанра. Выиграв один из призов Венецианского кинофестиваля, «Пепел времени» провалился в прокате, не окупив вложенные средства.

В этих условиях Вонг Карвай согласился отснять криминальный боевик - суперсовременный, динамичный и легкий «Чунцин-экспресс» (Chungking Express, 1994). Фильм принес режиссеру всемирную известность. Непривычный ритм, стиль и темперамент современного азиатского города, водоворот событий, смесь трущобной и неоновой эстетики, абсурдный и реалистический сюжет, сотканный из многих нитей - произвели сенсацию в киномире. На волне успеха был поставлен следующий фильм «Падшие ангелы» (Fallen Angels; 1995), который имел большой успех и закрепил за режиссером Вонг Карваем славу культового режиссера. Критики назвали стиль гонконгского режиссера «эстетизированным кичем».

Опыт создания сценарных конструкций позволяет Вонг Карваю при работе над фильмами обходиться без текста самого сценария, руководствуясь лишь эмоциональным ощущением самого замысла. Съемки превращаются в сплошную импровизацию, а сюжет рождается за монтажным столом. Поэтому киноповествование в фильмах Вонг Карвая распадается на десятки мелких событий, режиссер предпочитает сосредоточиться на настроениях, на игре эмоциональными состояниями.

В фильме «Счастливы вместе» (Happy Together; 1997) Вонг Карвай рассказал историю двух китайцев-гомосексуалистов, уехавших в Буэнос-Айрес накануне передачи Гонконга коммунистическому Китаю. В картине густо перемешаны скандалы, нежные признания, низменные страсти и романтические чувства. Бурные истерики сменяются долгими паузами. Режиссер с любопытством исследует мир декаданса и модерна, который вытесняет сюжетную линию на периферию фильма. Этот фильм был удостоен наград за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале.

Действие фильма «Любовное настроение» (In The Mood For Love; 2000) вновь разворачивается в Гонконге. Режиссер снимал его около трех лет. Фильм отличает изысканный визуальный ряд и клипмейкерская манера съемок. На черном фоне южной ночи яркими красками режиссер рисует странные истории любви. В 2000 этот фильм был отмечен призами Каннского фестиваля, выдвигался на премию «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм».

1984 Long Feng Zhi Duo Xing / Intellectual Trio сценарий

1987 Jiang Hu Long Hu Men / Dragon And Tiger Fight сценарий

1987 Meng Gui Cha Guan / Haunted Cop Shop Of Horrors, The сценарий

1987 Zui Hou Sheng Li / Final Victory сценарий

1987 Zui Hou Yi Zhan / Final Test, The сценарий

1988 Meng Gui Xue Tang / Haunted Cop Shop Of Horrors 2, The сценарий

1988 Wong Gok Ka Moon / As Tears Go By режиссер, сценарий

1991 A Fei Jing Juen / True Story Of Ah Fei, The режиссер, сценарий

1992 Gauyat Sandiu Haplui / Saviour Of Souls сценарий

1994 Chongqing Senlin / Chungking Express режиссер, сценарий

1994 Dung Che Sai Duk / Ashes Of Time режиссер, сценарий

1995 Duoluo Tianshi режиссер, сценарий

1997 Cheun Gwong Tsa Sit / Happy Together / Счастливы вместе (см. СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ) режиссер, сценарий

1997 Fallen Angels / Падшие ангелы сценарий

2000 In The Mood For Love режиссер, сценарий, продюсер

2001 2046 режиссер

2002 Tian xia wu shuang, также Chinese Odyssy продюсер

В начало энциклопедии