Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ГАВРАС КОСТА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАВРАС КОСТА

ГАВРАС Коста (наст. Константин Гавровский, Costa Gavras) (р. 13 февраля 1933, Афины), греческий кинорежиссер русского происхождения, работает во Франции.

Коста Гаврас приехал во Францию в 1951 году. Он изучал литературу в Сорбонне, с конца 1950-х годов работал ассистентом режиссеров Р. Клера, А. Вернея, Ж. Деми, Р. Клемана. В 1965 году Гаврас дебютировал как режиссер, экранизировав детектив С. Жапризо «Убийцы в спальных вагонах» (Compartiment Tueurs). Фильм имел большой успех у публики, как и следующая картина «Один человек лишний» (1967). Детективно-криминальная или иная напряженная интрига присутствует в большинстве других фильмов Косты Гавраса, в том числе основанных на документальных материалах. В 1968 году, после переворота черных полковников в Греции, Гаврас получил французское гражданство.

Мировую славу режиссеру принес фильм о греческой диктатуре «Дзета» (Z, 1969), удостоенный двух премий на Каннском кинофестивале и двух призов «Оскар». Этот фильм стал первым из трилогии режиссера, посвященной диктаторским режимам, причем следующий фильм трилогии - «Признание» (L"aveu, 1970, с участием Ива Монтана) - был поставлен по автобиографическим запискам Артура Лондона, члена правительства социалистической Чехословакии и одного из обвиняемых по делу Сланского 1951 года. Этот фильм вызвал возмущение в левых кругах Франции, но одновременно открыл глаза многим западноевропейцам на сущность коммунистических режимов. Завершал трилогию фильм «Осадное положение» (Etat de siege, 1973) о военной диктатуре в Уругвае.

Большинство фильмов Косты Гавраса основаны на реальных фактах. Его фильмы становились обвинительным актом для политических режимов - например, для диктатуру Аугусто Пиночета - «Пропавший без вести» (Missing, 1981, главный приз Каннского кинофестиваля 1982 и премия «Оскар» за адаптацию); для правительства Виши в годы оккупации Франции - «Специальный отдел» (Section Speciale, 1975, приз Каннского кинофестиваля). Но режиссер не забывал о судьбе конкретного человека. Драма его фильмов передана через трагедию персонажей будь то министр Артур Лондон (Ив Монтан), без всякой вины оказавшийся в застенках («Признание») или немолодой американец (в исполнении Джека Леммона), потерявший сына в Чили («Пропавший без вести»). Гаврасу интересны и глобальная политика и частный случай защиты прав человека, как в фильме Hanna K. (1983). Режиссер был соавтором сценарием большинства своих фильмов. Наиболее часто он сотрудничал со сценаристами Хорхе Семпруном и Франко Солинасом. С Ивом Монтаном, исполнителем главных ролей во многих фильмах режиссера, Косту Гавраса связывали дружеские отношения и общность политических взглядов.

В своих фильмах режиссер целен и бескомпромиссен, ему важен не столько политический аспект событий, сколько гуманитарный пафос, интересен человек, сталкивающийся с проявлениями тоталитарной власти, как бы она ни называлась - режим «черных полковников», гитлеровский фашизм, сталинский социализм, латиноамериканская хунта. Как неравнодушный художник, принимающий близко к сердцу чужую боль, он готов отстаивать права человека, гуманное отношение и терпимость к каждой индивидуальности, а особенно к той, которая не укладывается в общепринятые рамки законов. И в более камерных лентах, таких как «Ханна К.» (Hanna K., 1983, США); «Предательство» (Betrayed, 1988, США); «Музыкальная шкатулка» (Music Box, 1989, США, главная премия Берлинского кинофестиваля 1990); «Маленький апокалипсис» (Le petit apocalypse, 1992) Коста Гаврас показывает как история, политика, общество, институты власти, партии влияют на судьбу частного человека.

Вера в человека, в его исключительное право распоряжаться собственной жизнью - вот единственное подлинное «признание», которое мог бы сделать этот режиссер, испытавший на себе многие из потрясений 20 века. Будучи гражданином мира и снимая в разных странах, Коста Гаврас получил признание как космополитический в лучшем смысле слова, гуманистический художник, которого волнует глобальная борьба добра со злом, а не одни лишь политические страсти.

1959 L"Ambitieuse ассистент режиссера

1959 Robinson Et Le Triporteur ассистент режиссера

1960 Cresus ассистент режиссера

1960 L"Homme A Femmes ассистент режиссера

1961 Backfire ассистент режиссера

1961 Tout L"Or Du Monde ассистент режиссера

1962 Un Singe En Hiver ассистент режиссера

1963 Jour Et L"Heure ассистент режиссера

1963 La Baie Des Anges ассистент режиссера

1964 Peau De Banane ассистент режиссера

1964 Les Felins ассистент режиссера

1965 Убийцы в спальных вагонах / Compartiment Tueurs режиссер, сценарист

1967 Один человек лишний / Un Homme De Trop режиссер, сценарист

1969 Дзета / Z режиссер, сценарист

1970 Признание / L"Aveu (см. ПРИЗНАНИЕ (Франция-Италия)) режиссер

1973 Осадное положение / Etat De Siege режиссер, сценарист

1974 Les Deux Memoires озвучивание роли

1975 Section Speciale режиссер, сценарист

1977 La Vie Devant Soi исполнитель

1979 Clair De Femme режиссер, сценарист

1981 Пропавший без вести / Missing режиссер, сценарист

1983 Hanna K. продюсер, режиссер, сценарист

1985 Le The Au Harem D"Archimede продюсер

1985 Шпионы как мы / Spies Like Us (см. ШПИОНЫ КАК МЫ) исполнитель

1986 Conseil De Famille режиссер, диалог

1988 Betrayed режиссер

1989 Music Box режиссер

1991 Contre L"Oubli режиссер

1993 Petite apocalypse, La режиссер, сценарист

1995 Lumiere et compagnie режиссер

1995 А propos de Nice, la suite режиссер

1996 Stupids, The исполнитель

1997 Mad City режиссер

1998 Enredando sombras /англ. Entangling Shadows исполнитель

2002 Amen режиссер, сценарист

В начало энциклопедии