Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
АЛЕКСЕЕВ АЛЕКСЕЙ (МУЛЬТИПЛИКАТОР)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АЛЕКСЕЕВ АЛЕКСЕЙ (МУЛЬТИПЛИКАТОР)

АЛЕКСЕЕВ Алексей (Alexeieff) (05 августа 1901, Казань - 1982) французский режиссер-мультипликатор русского происхождения.

Ученик С. Судейкина, работал декоратором в балетах Ж. Питоева. Алексей Алексеев начинал как художник и рисовал до последних своих дней, иллюстрируя произведения Гоголя, Пушкина, «Слово о полку Игореве», «Дон Кихота», «Анну Каренину», «Братьев Карамазовых». Иллюстрации к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго» выполнены им на «игольчатом экране» - уникальном приспособлении, придуманном для съемок мультипликационных фильмов.

«Игольчатый экран» был изобретен в 1931 году Алексеевым в содружестве с помощницей Клер Паркер (она стала его женой в 1941 году). Сам режиссер отмечал, что такой экран позволяет «в полном одиночестве делать фильмы, передающие полутона, дымку и нечеткие переливающиеся формы». Первый из них состоял из 500 тысяч, второй из миллиона иголок, выступавших на 30-50 миллиметров и, если смотреть издали, производил впечатление матовой бархатистой поверхности. Надавливая на иглы ладонью, часть их «загоняя» вглубь, можно получить как бы отпечаток ладони. То есть весь эффект построен на неровном выдвижении иголок из экранной поверхности: при их разном освещении возникает изображение, напоминающее гравюру, но с практически неограниченными возможностями одушевления. Но все это возможно лишь тогда, когда игольчатый экран попадает в руки истинному художнику, каким и был Алексеев.

Алексеев с Клер Паркер сняли с помощью этих экранов истинные шедевры, признанные во всем мире классикой анимационного кино: «Ночь на Лысой горе» (Une Nuit Sur Le Mont Chauve, 1933) и «Картинки с выставки» (Pictures From An Exhibition, 1972) на музыку Мусоргского, «Нос» (Le Nez, 1963) по Гоголю, пролог и эпилог к игровому фильму Орсона Уэллса «Процесс» (The Trial, 1963) по Кафке. В 1950-х годах Алексеев разработал новую технику мультипликации - «тотализацию»: вместо того, чтобы фиксировать кадр за кадром неподвижный предмет, они с Клер покадрово запечатлевали двигающийся предмет и источники света, соединенные с помощью сложной системы маятников. Он осуществил задолго до возникновения компьютерной графики возможность изображения на экране трансформирующихся объектов геометрических тел. Впервые таким методом был снят рекламный фильм «Дым» (1959).

1933 - Ночь на Лысой горе / 1`Une Nuit Sur Le Mont Chauve художник-мультипликатор

1935 - La Belle Au Bois Dormant художник-мультипликатор

1936 - Parade Chapeaux художник-мультипликатор

1938 - Balatum художник-мультипликатор

1938 - Les Oranges De Jaffa художник-мультипликатор

1943 - En Passant художник-мультипликатор

1952 - Masques художник-мультипликатор

1954 - Nocturne художник-мультипликатор

1957 - Cent Pour Cent художник-мультипликатор

1958 - Anonyme художник-мультипликатор

1958 - Automation художник-мультипликатор

1960 - Divertissement художник-мультипликатор

1963 - Нос / Le Nez художник-мультипликатор

1963 - Процесс / The Trial (см. ПРОЦЕСС) художник-мультипликатор

1966 - L"Eau художник-мультипликатор

1972 - Картинки с выставки / Pictures From an Exhibition художник-мультипликатор

В начало энциклопедии