Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ГОСФИЛЬМОФОНД

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГОСФИЛЬМОФОНД

ГОСФИЛЬМОФО́НД России, Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации, один из крупнейших в мире киноархивов, сокровищница киноискусства за всю историю его существования.

Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 2 февраля 1937 был основан как Всесоюзное фильмохранилище в 50 км от Москвы, в поселке Белые Столбы Московской области, для хранения негативов особо ценных фильмов отечественного кинопроизводства.

Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война вынудила эвакуировать первые собранные киноматериалы в Поволжье и на Урал, которые вскоре, к концу войны, были реэвакуированы обратно в Белые Столбы на вечное хранение.

Именно война и победа в ней заложили основы зарубежной части архивного кинофонда страны за счет внушительного количества трофейных киноматериалов, прибывших сначала с Запада, а затем и с Востока. Впоследствии кинематографисты и киноархивисты всего мира были благодарны Госфильмофонду за спасение киноклассики и уникальных исторических материалов на кинопленке от уничтожения и забвения.

Окончательной датой создания Госфильмофонда стало 4 октября 1948, когда бывшее хранилище фильмов получило официальный статус государственного киноархива страны.

Первые годы его существования целиком были направлены на научную атрибуцию фильмов и материалов коллекции, на необходимое техническое оборудование архива, на создание строгого режима хранения киноматериалов.

Параллельно этому в Западной Европе и США также создавались первые киноархивы. На исходе 1930-х гг. они даже успели объединиться в межархивную организацию, получившую название ФИАФ (FIAF) - Международная Федерация киноархивов.

В 1957 Госфильмофонд вступил в ФИАФ. Его директор В. С Привато был избран вице-президентом ФИАФ (этот пост он занимал в течение многих лет).

Без малого полувековое тесное сотрудничество с ФИАФ путем межархивного обмена обеспечивает Госфильмофонду регулярное пополнение коллекции как зарубежными, так и отечественными фильмами, считавшимися ранее утраченными или дотоле недоступными.

Так, в результате продолжительных межархивных переговоров с руководством Музея современного искусства в Нью-Йорке в начале 1970-х гг. Госфильмофонду был передан свод негативных материалов незавершенного фильма С. М. Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!», который режиссер снимал в 1930-32 в Мексике. Эти материалы в течение пятидесяти лет оставались собственностью США. В результате научной и технической обработки на основе этих материалов в 1970-е и 1990-е гг. были смонтированы две версии монтажных фильмов, сделавших незавершенный шедевр Эйзенштейна достоянием мировой кинообщественности.

Госфильмофонду России принадлежит национальный приоритет спасения от уничтожения и забвения свыше 55 тыс. названий отечественных и зарубежных фильмов, которые являются ныне достоянием визуальной истории человечества.

Численность коллекции Госфильмофонда занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

С конца 1990-х гг. Госфильмофонд ведет активную работу по реставрации забытых отечественных кинолент, а также фильмов, не выпущенных в свое время на экраны по политическим причинам. Так, в 1990-е гг. впервые была показана восстановленная версия последнего, незавершенного фильма А. П. Довженко «Прощай, Америка!» (1950). Архивом также был восстановлен ряд русских немых дореволюционных лент и фильмов советского кинопроизводства.

В 1990-е гг. Госфильмофонд возобновил свою прерванную ранее издательскую деятельность по выпуску справочной кинолитературы -каталогов, аннотированных справочников, разного рода кинословарей энциклопедического характера.

С 1997 на базе Госфильмофонда России ежегодно проходит фестиваль архивных фильмов «Белые Столбы».

В начало энциклопедии