Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ГРИНУЭЙ ПИТЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГРИНУЭЙ ПИТЕР

ГРИНУЭЙ, Гринауэй (Greenaway) Питер (р. 5 апреля 1942), английский режиссер и художник.

Родился в Ньюпорте (Уэльс). Учился в Колледже искусств Уолтамстоу. Впервые выставлялся как художник в 1964. Затем в течение 11 лет работал монтажером документальных фильмов. Начиная с 1966 снимал экспериментальные короткометражные и документальные ленты среднего метража, некоторые из которых завоевали призы на различных фестивалях.

«Контракт рисовальщика» (The Draughtsman"s Contract, 1982), первый полнометражный фильм на пленке 35-мм, принес режиссеру международную известность. В нем отчетливо проявились две основные особенности режиссерского почерка Гринуэя: исключительная роль живописного решения как всего фильма, так и каждого кадра, а также отсутствие привычного сюжетно-психологического развития, поскольку сюжет сводится к некой исходной ситуации, без особой интриги получающей в финале свое разрешение.

В результате любой гринуэевский фильм выглядит как изысканные живописные вариации на одну тему, которую, взаимодействуя, образуют два, по признанию режиссера, глобальных вопроса: секс и смерть. В каждом фильме эти вариации строятся на определенном литературно-художественном мотиве. В «Контракте рисовальщика» это комедия эпохи Реставрации и английский портрет 17 века. В фильме «Зед и два нуля» (A Zed & Two Noughts, 1986) - это голландская живопись и естественно-научный пафос первых зооклассификаций. «Живот архитектора» (The Belly of an Architect 1987) построен на мотивах классицистической архитектуры. «Отсчет утопленников» (Drowning by Numbers, 1988) идет на фоне самых фантастических, на ходу придумываемых игр (что по идее, но не по изобразительности, напоминает «Детские игры» Брейгеля).«Повар, Вор, его Жена и ее Любовник» (The Cook, the Thief, his Wife & her Lover, 1989) представляет собой как спектакль «театра жестокости» с его соединением социального пафоса, эротики и духом ритуального жертвоприношения. «Книги Просперо» (Prospero"s Books, 1991) - балетно-мимические вариации на сюжет шекспировской «Бури». «Дитя из Макона» (The Baby of Macon, 1993) выглядит как пышная барочная «кровавая трагедия». «Интимный дневник» (1996) использует японскую каллиграфию для иллюстрации постструктуралистского положения, утверждающего, что текст - это тело, а тело - не более, чем текст.

В своих фильмах Гринуэй соединяет театральное нагнетание шоковых и «аттракционных» (в Эйзенштейновском смысле) проявлений жестокости и эроса с холодной отстраненностью интеллектуальной игры. И если первое роднит его с традициями авангардизма, то второе сближает с постмодернистским признанием царящего в мире хаоса, на фоне которого всякие попытки его упорядочения с помощью разного рода классификаций и таксономий вызывают ощущение абсурда. Наряду с этим в фильмах Гринуэя видны и вполне расхожие мотивы, связанные со злобой дня.

В «Поваре, Воре...» можно увидеть антитэтчеровский пафос, связанный с интеллигентской критикой либерального монетаризма, вызвавшего в Англии рост класса вульгарных нуворишей и сокращение университетского образования. Расправа женщин над мужчинами в «Отсчете утопленников» вполне читается в русле разгула феминизма, а горестная судьба Чудесного Дитяти из Макона отдаленно отзывается судебными процессами, открывшими английскому обществу ужасные факты детомучительства, не говоря уже об антирелигиозном духе фильма, выдержанного в традициях протестантской критики католической обрядности. Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Приз за художественный вклад» за 1988 год

Александр Дорошевич

1965 The Train режиссер

1966 Tree режиссер

1967 Five Postcards From Capital Cities режиссер

1969 Intervals режиссер

1969 Revolution режиссер

1971 Erosion режиссер

1975 Water режиссер

1975 Water Wrackets режиссер

1975 Windows режиссер

1976 Goole By Numbers режиссер

1977 Dear Phone режиссер

1978 1-100 режиссер

1978 Vertical Features Remake продюсер, режиссер, сценарист, монтажер, оператор

1978 A Walk Through H режиссер, сценарист, монтажер, дизайнер по производству

1980 The Falls режиссер, сценарист, монтажер

1981 Act Of God режиссер

1981 Zandra Rhodes режиссер

1982 Контракт рисовальщика / The Draughtsman"s Contract (см. КОНТРАКТ РИСОВАЛЬЩИКА) режиссер, сценарист

1984 Making A Splash режиссер

1984 Modern American Composers I режиссер

1984 A TV Dante-Canto 5 режиссер

1985 Inside Rooms-The Bathroom режиссер

1986 Зед и два нуля / A Zed & Two Noughts режиссер, сценарист

1987 Живот архитектора / The Belly Of An Architect (см. ЖИВОТ АРХИТЕКТОРА) режиссер, сценарист

1987 Отсчет утопленников / Drowning By Numbers (см. ОТСЧЕТ УТОПЛЕННИКОВ) режиссер, сценарист

1989 Повар, вор, его жена и ее любовник / The Cook, The Thief, His Wife & Her Lover режиссер, сценарист

1989 Death In The Seine режиссер, сценарист

1989 A TV Dante режиссер

1991 Книги Просперо / Prospero"s Books режиссер, сценарист

1992 Darwin режиссер

1993 Дитя из Макона / The Baby Of Macon режиссер, сценарий

1995 Lumiere Et Compagnie режиссер

1995 Stairs 1 Geneva режиссер

1996 Pillow Book, The режиссер, сценарий, монтаж

1997 Bridge, The режиссер

1999 Death Of A Composer режиссер, сценарий

1999 8 1/2 Women режиссер, сценарий

2001 Man in the Bath, The режиссер

2003 Tuls Luper Siutcases, The режиссер

В начало энциклопедии