Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
АМЕРИКАНСКИЙ ДРУГ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АМЕРИКАНСКИЙ ДРУГ

АМЕРИКАНСКИЙ ДРУГ (Der amerikanische Freund) Западный Берлин - ФРГ - Франция, 1977, 127 мин. Экзистенциальный детектив.

В творчестве замечательного немецкого режиссера Вима Вендерса одним из ключевых является мотив влечения - отталкивания, влияния - спора, восхищения - развенчания по отношению к американской культуре и всему американскому образу жизни. Любопытно, что приметы «американского» присутствуют даже в названиях трех его картин, в которых режиссер пошел на некоторую коммерциализацию своего далеко не простого стиля.

Демонстрировавшаяся в нашем кинопрокате лента «Париж, Техас» (1984) - чуть мелодраматический повтор в «большом кинематографе» обманчиво полулюбительского и кажущегося безыскусным раннего шедевра «Алиса в городах» (1973). А «Хэммет» (1979-82) - как бы квинтэссенция американских пристрастий Вендерса, скрыто присутствующих в других его работах. Но сами американцы отдали предпочтение именно «Американскому другу», наивно приняв детективную, криминальную стихию фильма за его суть. Эта картина - облегченный вариант двух предшествующих: «Страх вратаря перед пенальти» (1971) и «Ложное движение» (1974). Возможно, и наши зрители увидят в ней лишь историю западногерманского художника, вынужденного также торговать живописными полотнами и антиквариатом, который, будучи уверенным в своей смертельной болезни, соглашается принять участие в преступной акции в Париже вместе с таинственным американцем - наемным убийцей.

Причудливые сюжетные повороты, типичная атмосфера англоязычного детектива, триллера, саспенса (в основе ленты - роман «Игра Рипли» Патриции Хайсмит, произведения которой часто экранизируются) служат благородной цели создания своеобразной антологии жанра. Но Вим Вендерс вкладывает в криминальный рассказ собственные, сугубо европейские, мучительно раздирающие сознание философские проблемы некоммуникабельности, отчужденности индивидуума в современном мире.

Страх героев имеет не физический, а экзистенциальный смысл - словно родовой, изначально присущий человеку. Персонаж настолько одинок и потерян в своем бессмысленном существовании, что его соучастие в убийстве странным образом убеждает в собственной небесполезности, причастности к реальной жизни. А дружеская привязанность возникает к хладнокровному исполнителю чужой воли. В фильме можно найти массу намеренных цитат - из Микеланджело Антониони, работ режиссеров «новой волны», «американских профессионалов» 50-х и «бунтарей» 60-х годов. Не случайно в картине заняты в качестве актеров такие деятели кино, как Деннис Хоппер, Николас Рей, Сэмьюэл Фуллер, Жан Эсташ, Жерар Блен. А «фирменный» вендерсовский стиль лучше чувствуется во внесюжетных моментах, особенно в долгих проездах, трэвеллингах камеры Робби Мюллера, одного из постоянных операторов этого режиссера.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Бруно Ганц (см. ГАНЦ Бруно), Деннис Хоппер (см. ХОППЕР Деннис), Лиза Кройцер, Жерар Блен.

Режиссер Вим Вендерс (см. ВЕНДЕРС Вим).

В начало энциклопедии