Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
АНГЕЛОПУЛОС ТЕО

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АНГЕЛОПУЛОС ТЕО

АНГЕЛОПУЛОС (Angelopoulos) Тео (Тeодорос) (р. 17 апреля 1935), греческий кинорежиссер.

Изучал право в Афинском университете. Один год слушал курс философии и фильмологии в Сорбонне. Окончил ИДЕК в Париже. Был кинокритиком. Снимал короткометражки с 1963. В ранних работах «Радиопередача» («И экпомби», 1968, среднеметражный фильм), «Реконструкция» («Анапарастасис», 1970, специальный диплом ФИПРЕССИ на МКФ в Западном Берлине-71) и «Дни 36-го» («И мерес ту 36», премия ФИПРЕССИ на МКФ в Западном Берлине-73) проявилась склонность режиссера к документальной реконструкции событий, социально-историческому анализу явлений общественной жизни и к тщательно протоколированному исследованию частного криминального случая. Хотя и в этих, вызывающе дерзких по отношению к диктаторскому режиму «черных полковников» лентах Ангелопулоса, который был, безусловно, ориентирован на левые политические взгляды, близкие к коммунистическим, подспудно чувствовался интерес постановщика к тайной, почти метафизической сути бытия, ускользающей от понимания рационального ума, но в какой-то степени постигаемой на интуитивно-ассоциативном уровне.

Именно увлечение своеобразной кинофеноменологией, сопряженное с обращением к классической древнегреческой мифологии и современным метафорическо-символическим переосмыслениям многих культурных наслоений минувших двух тысячелетий человеческой цивилизации, стало определяющим в средний период творчества Ангелопулоса. Он получил всемирную известность своими фильмами «Комедианты» («О тиассос», 1975, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), «Охотники» («И киниги», 1977, главный приз на МКФ в Чикаго), «Александр Великий» («0 мегалександрoc», 1980, главная премия среди экспериментальных работ и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции), «Путешествие на Киферу» («Таксиди стин Кифера», 1984, премия за сценарий и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне). Для этих картин, которым, несмотря на повышенную условность и порой эмблематическую зашифрованность художественных кодов автора, все равно свойственна его четкая политическая ангажированность, также характерен специально выработанный Ангелопулосом (совместно с постоянным сотрудником, выдающимся оператором Йоргосом Арванитисом) сложный кинематографический темпо-ритм действия, кажущегося чрезвычайно замедленным, намеренно растянутым во времени, но, если погрузиться в него целиком, производящего даже завораживающе-увлекательное, гипнотическое впечатление.

Наиболее покоряюще это было сделано режиссером в «Александре Великом», особенно в двух бесконечно долгих сценах - подъема героя верхом на лошади к Акрополю и танцев в сельском трактире и на площади. Стремление к увеличению длительности кинематографических планов закономерно привело Ангелопулоса к приданию особого значения внутрикадровому монтажу и невероятно сложному перемещению камеры, что, в свою очередь, способствовало приходу режиссера к более скрытому метафоризму и отказу от демонстративных, указующих словно перст символических моментов (это не без доли авторской иронии выражено в одном из эпизодов «Пейзажа в тумане» («Топио стин омихли»i, 1988, премия жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции; «Феликс»-89 за лучший европейский фильм). Эта сказка-притча об утрате мифологического времени и потере культурных ценностей «золотого века» цивилизации, особенно остро ощущаемых творцом из «выродившейся Эллады», явилась наиболее совершенным произведением позднего Ангелопулоса, на стиль которого в определенной мере повлиял итальянский сценарист и поэт Тонино Гуэрра, сотрудничавший ранее с М. Антониони, Ф. Феллини, А. Тарковским.

Возврат к политической проблематике охваченной новыми раздорами Европы в лентах «Прерванный шаг аиста» (То метеоро вима ту пеларгу, 1991) и «Взгляд Одиссея» (То влемма ту Одиссеа, 1995, Большая премия жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне) придает им некоторую декларативность. Хотя в то же время одной из самых уникальных по поэтическому трагизму сцен в мировом кино следует считать долгий, фирменно ангелопулосовский проезд (вернее, проплыв) баржи по Дунаю, перевозящей огромную скульптуру Ленина, которая теперь не надобна в бывшем СССР и тоже бывших странах соцлагеря, но потребовалась какому-то немецкому экстравагантному и богатому коллекционеру. Режиссер, давно ставший классиком и явившийся одним из создателей Европейской киноакадемии, которая как раз учредила премию «Феликс» (или «Евро-Оскар»), невольно повторяется и цитирует самого себя в фильмах последних лет, однако каждая его новая работа, появляющаяся отнюдь не часто, с перерывом в три-четыре года, неизбежно вызывает повышенное внимание в интеллектуальной кинематографической среде, на которую эти произведения и рассчитаны.

Сергей Кудрявцев

1968 - Ekpombi англ. Broadcast режиссер

1970 - Anaparastassi англ. Reconstruction режиссер, сценарий

1972 - Meres Tou 36 англ. Days Of 36 режиссер, сценарий

1975 - Thiassos, O англ. Travelling Players (см. КОМЕДИАНТЫ) , The режиссер, сценарий

1977 - Kynighoi, Oi англ. Hunters, The режиссер, сценарий

1980 - Megaleksandros англ. Alexander The Great режиссер, сценарий

1982 - Athens режиссер

1984 - Taxidi Sta Kithira англ. Voyage To Cythera режиссер, сценарий

1986 - Melissokomos, O англ. Beekeeper, The режиссер, сценарий

1988 - Topio Stin Omichli англ. Landscape In The Mist режиссер, сценарий

1991 - Meteoro Vima Tou Pelargou, To англ. Suspended Step Of The Stork, The режиссер, сценарий

1995 - Lumiere Et Compagnie режиссер

1995 - Vlemma Tou Odyssea, To англ. Look Of Ulysses, The режиссер, сценарий

1998 - Mia Aioniotita Kai Mia Mera англ. Eternity And A Day режиссер, сценарий

В начало энциклопедии