Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ДЕНЬ АНГЕЛА (1980)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЕНЬ АНГЕЛА (1980)

ДЕНЬ АНГЕЛА, СССР, Ленфильм, Сад, 1980, ч/б, 8 ч., 2102 м., 76 мин. Трагифарс, социально-ироническая притча. По одноименному рассказу М.Коновальчука.

«День Ангела» - первый очерк сельяновского «всеединства». Центр и средоточие его - образ большого покосившегося деревянного дома, разнообразные обитатели которого - мужчины, женщины, дети и животные живут бок о бок, составляя некий таинственной симбиоз. Тут и бывший хозяин дома - барин, прозябавший где-то в подвалах, и отец, всю жизнь боровшийся против контрреволюции, и братья-фальшивомонетчики, и приглядывавший за ними оперативник, затерявшийся в ветвях могучего дерева, растущего во дворе, и сестры - воплощение разных «мастей» женского естества, и дачники из города, и ангел Мафусаил, и коза Куздра. Все это разнородное и несоединимое сосуществовует в лабиринтах дома, иной раз досаждая друг другу, но нигде не вступая в смертельный, взаимоиспепеляющий конфликт. Ничто не уничтожается и не теряется, все складывается и прибавляется в кадре с каждым новым поворотом рассказа. Все живет и дышет, как хочет, в соответствии со своей природой - в предчувствии какого-то неземного луча, который наконец прольет смысл на это изобилие жизни. Луч в конце концов является, скользя в финале по небесам, облакам и рекам - солнечный зайчик от фальшивой монетки, подаренной Мафусаилу в день его Ангела. Самая амбивалентность образов: монетка - фальшивая, ангел - слабоумный, слова и буквы в сознании Мафусаила, самостоятельно овладевшего грамотой - перевернутые, - свидетельствует не о сомнениях автора в осмысленности здешнего бытия, но наоборот - об освобождении категории смысла от всякой заданной формы и ограниченной однозначности. Слова могут быть написаны, как угодно, хоть задом наперед, - смысл в них все равно есть. Это открытие становится мощной кульминацией фильма, сопровождающейся взрывами, стихийными катаклизмами, пушечной пальбой и салютом. Измельчавшие, не помнящие родства потомки легендарных патриархов, живущие вне баснословного времени и пространства, несут в себе какие-то непонятные и сверхъестественные дары - взрывать предметы на расстоянии. Но собрать этих героев вместе, и вернуть им осознание причастности к мистической стихии рода, режиссеру удается только в финале, и то лишь ценой перемещения всех современных персонажей в тот самый ирреальный мифологический топос «незнакомого поселка на безымянной высоте», откуда все они родом.

В ролях: Леонид Коновалов (см. КОНОВАЛОВ Леонид), Александр Белов, Вячеслав Говалло, Алеша Анненков, Екатерина Куклина, Людмила Ямпольская, Лариса Шумилкина, Сергей Русскин (см. РУССКИН Сергей), Юрий Клименко (см. КЛИМЕНКО Юрий Викторович), Светлана Бубнова, Николай Устинов (см. УСТИНОВ Николай).

Режиссеры: Сергей Сельянов (см. СЕЛЬЯНОВ Сергей Михайлович), Николай Макаров. Автор сценария: Михаил Коновальчук (см. КОНОВАЛЬЧУК Михаил Иванович). Оператор: Сергей Астахов (см. АСТАХОВ Сергей Валентинович). Художники-постановщики: Лариса Шилова (см. ШИЛОВА Лариса), Александр Майоров. Композитор: Аркадий Гагулашвили (см. ГАГУЛАШВИЛИ Аркадий). Звукорежиссеры: Леонид Шумячер (см. ШУМЯЧЕР Леонид), Леонид Гавриченко (см. ГАВРИЧЕНКО Леонид), Александр Закржевский (см. ЗАКРЖЕВСКИЙ Александр). Монтаж: Гюльсюм Субаева. Продюсер: Сергей Сельянов (см. СЕЛЬЯНОВ Сергей Михайлович).

В начало энциклопедии