Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
МЕЧТА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕЧТА

«МЕЧТА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1941, ч/б, 100 мин.

Историческая социально-психологическая драма.

После работы над двумя политическими; ангажированными картинами о Ленине Михаил Ромм обращается к близкой ему по теме и жанру - социальной трагикомедии о маленьких людях. Правда, ему вновь приходится работать с острым социальным материалом, связанным с воссоединением западно-украинских земель с советской Украиной в 1939 году. Сегодня, когда мы можем свободно говорить о насильственном характере этой акции, о сговоре Сталина и Гитлера по разделу Польши, окончательно уходит на обочину одна из сюжетных линий картины - история крестьянской девушки Анки, забитой прислуги, которая бежит в Советский Союз и возвращается с Красной Армией уже, как крупный общественный деятель. Но по-прежнему тревожит и бередит душу все, что связано с судьбами обитателей жалких меблированных комнат, некого пансионата под гордым названием «Мечта» где-то в большом западно-украинском городе на излете 30-х годов. Люди эти, сломанные жизнью, тщетно пытающиеся выпрямиться, но, несмотря на все усилия, так или иначе тонут в схватке с безжалостным миром.

Ромм вместе с кинодраматургом Евгением Габриловичем побывал в Западной Украине после воссоединения земель. В дальних кварталах старого Львова видел запущенные, грязные комнатки, которые полунищие хозяева сдавали внаем еще более нищим. Общался с хозяевами и жильцами. Все это сконцентрировалось в судьбах обитателей пансионата «Мечта», сыгранных блистательным актерским ансамблем: Фаиной Раневской, Адой Войцик, Михаилом Астанговым, Ростиславом Пляттом. Поразительная жизненная убедительность сочеталась в их работах с углубленным «душевным реализмом», когда в течение будней разворачивались драмы чувств, характеров.

Роль хозяйки меблированных комнат, мадам Розы Скороход открыла огромное трагическое начало в таланте Фаины Раневской. Вместе с режиссером актриса и ее партнеры шли к результату не прямо, а сложным путем, через точно разгаданную драматическую типичность образов. В кое-как выбившейся «в люди» - по крайней мере, так ей кажется - Розе Скороход парадоксально смешивались сострадание и жесточайшая беспощадность к тем, кто ниже ее по социальному статусу, всепоглощающая скупость и такая же безмерная любовь к сыну-неудачнику, ради которого она живет, трудится, совершает низости, понимая в глубине души всю бесполезность этих усилий. Горькую мелодию подхватывали и другие герои. «Вечная невеста» пани Ванда, переживающая одно за другим крушение в любой попытке как-то устроить свою жизнь, найти того, кто даст ей хотя бы как-то устроить свою жизнь, найти того, кто даст ей возможность более менее нормального существования. Причем она изначально знает, что обречена и единственное, что принесет ей покой - добровольный уход из жизни. Такой же нелепый, избитый жизнью и ее мнимый жених - пан Коморовский, исполненный жалкой спеси, за которой пытается скрыть все ту же нищету и убожество своих дней.

Оператор Борис Волчек снял «Мечту» в основном, в густой, черно-белой гамме, в резкой игре светотени, почти лишив происходящие на экране события света, солнечных лучей. Им нет места в этой безнадежной пустоте будней, как нет места в другом. богатом, счастливом мире жителям пансионата - этого скопища людских горестей и тоски.

Михаил Ромм - психолог, аналитик, иронист и мастер - в поиске точных черт эпохи нашел свою нишу и в фильме «Мечта». Пропагандистская задача отступила перед способностью талантливого художника рассказать об обыкновенных, ничем не примечательных людях из пансионата, саркастически названного авторами «Мечта».

В ролях: Елена Кузьмина (см. КУЗЬМИНА Елена Александровна), Владимир Соловьев (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Романович), Виктор Щеглов (см. ЩЕГЛОВ Виктор), Фаина Раневская (см. РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна), Аркадий Кисляков, Ада Войцик (см. ВОЙЦИК Ада Игнатьевна), Михаил Астангов (см. АСТАНГОВ Михаил Федорович), Михаил Болдуман (см. БОЛДУМАН Михаил Пантелеймонович), Ростислав Плятт (см. ПЛЯТТ Ростислав Янович), П. Орлов, Виктор Лазарев (см. ЛАЗАРЕВ Виктор Андреевич).

Режиссер: Михаил Ромм (см. РОММ Михаил Ильич).

Авторы сценария: Евгений Габрилович (см. ГАБРИЛОВИЧ Евгений Иосифович), Михаил Ромм (см. РОММ Михаил Ильич).

Оператор: Борис Волчек (см. ВОЛЧЕК Борис Израилевич).

Художник-постановщик: Владимир Каплуновский (см. КАПЛУНОВСКИЙ Владимир Павлович).

Композитор: Генрик Варс.

Звукорежиссеры: Вячеслав Лещев (см. ЛЕЩЕВ Вячеслав), Евгений Кашкевич (см. КАШКЕВИЧ Евгений).

Монтаж: Ева Ладыженская.

В начало энциклопедии