Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ДОМ НА ТРУБНОЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДОМ НА ТРУБНОЙ

«ДОМ НА ТРУБНОЙ» («Параша»), СССР, МЕЖРАБПОМ-РУСЬ, 1928, ч/б, 6 ч., 1757 м., 64 мин.

Сатирическая комедия.

Фильм должен был служить своего рода рекламой выборов в Моссовет. Но об этом трудно догадаться сейчас, так же как и трудно было догадаться в 1928, когда фильм вышел на экраны. Тогда фильм начинающего режиссера Б. Барнета многие сочли неудачным. Сейчас «Дом на Трубной» - признан шедевром картин мастера. За прошедшие 70 лет картина не растеряла ни своего живого очарования, ни своей легкости, ни юмора.

В шумную и суетливую столицу нашей Родины приезжает из деревни девушка Параша (В. Марецкая). Разминувшись по пути с дедушкой, к которому ехала, она оказывается в Москве одна. Параша случайно встречает земляка - Семена Бывалова (В. Баталов), который теперь работает в городе шофером. Он-то и приводит ее в дом на Трубной - многоквартирное помещение, где она поступает в услужение в семью Голиковых.

Так началась столичная жизнь Параши. С утра до вечера она обслуживала Голиковых, помогая не только по дому, но и в салоне-парикмахерской.

Однажды Параша попадает на спектакль самодеятельного театра, посвященный Парижской коммуне, а участвует в нем не только Семен и домовая активистка профсоюза горничных - Феня, но и хозяин Параши Голиков. Он играет отрицательную роль французского генерала. Наивная Параша, воспринимающая все происходящее на сцене как реальность, в решающий момент набрасывается на «генерала», вцепившись ему в волосы. Потом она понимает, что наделала, и испуганная убегает из дома.

Тем временем в доме на Рубной узнают, что в депутаты Моссовета от домработниц только что выбрали Прасковью Питунову. Она лишь тезка героини, но никто об этом не знает. Вот и готовятся жители изо всех сил к достойной встрече «депутата». Когда ошибка выяснится, хозяева попытаются выгнать Парашу. Но за нее вступятся Семен и активистка Феня: «Параня хоть и не член Моссовета, зато она член профсоюза!» А члена профсоюза выгнать нельзя.

При всей правильности идеологической установки сценарного замысла фильм имеет к ней весьма слабое касательство. Как и в других лентах Б. Барнета (например в «Девушке с коробкой», который появился двумя годами раньше «Дома на Трубной» и близок ему по характеру) в центре картины вовсе не путь Параши от несознательной крестьянки к члену профсоюза или к члену правительства, как в одноименном фильме. В центре «Дома на Трубной» оказывается сам дом с его эксцентричным бытом. С колкой дров на лестничной площадке. С активисткой Феней, которая совсем не кажется представителем советской власти. Просто у каждого дома должен быть свой активист. Парашин хозяин Голиков (В. Фогель) совсем не вызывает мысли о злобном эксплуататоре. Наоборот, на него смотришь с жалостью, когда ему до прихода Параши приходится самому все делать по дому. Само здание предстает перед нами в разрезе. И этот прием не выглядит противоестественным или надуманным. Он становится в один ряд с другими забавными приемами, которыми изобилует фильм. Вся картина кажется веселой игрой без малейшего намека на идеологию. Обращаясь к теме быта Барнет избегает характерных для кинематографа тех лет сверхкрупных планов, резкого монтажа, гипертрофированных и символичных деталей. Получается у него такой неореализм конца 20-х. Пока другие мастера отечественного кинематографа заняты героем-массой, героем-отрядом, у Барнета хватает легкомыслия сочувственно-внимательно разглядывать жизнь рядовых московских обывателей.

В этой, как, впрочем, и в других барнетовских картинах нет ощущения, каждый, даже самый противный, персонаж оказывается «по-своему несчастным», оказывается понятым и принятым режиссером, а вслед за ним и зрителем. А зрителю своему Барнет доверяет, по этому, наверное, избегает он пафоса, свойственного многим картинам того времени. Он даже не считает нужным завлекать нас любовным треугольником, от которого в фильме остается только слабый намек. Как и во многих других фильмах режиссера, здесь его герои настолько заняты детским озорством (например, поливанием камеры из шланга), что на сильные взрослые чувства их как-то не хватает. Они пока еще только осваивают этот непривычный, новый для них мир. Пытаются в этом мире найти для себя Дом. Пусть даже такой шумный и неухоженный, как дом на Трубной.

Фильм сохранился без 5-й части. Два варианта озвучания - в 1995 и в 1997 (озвучен и восстановлен).

В ролях: Вера Марецкая (см. МАРЕЦКАЯ Вера Петровна), Владимир Фогель (см. ФОГЕЛЬ Владимир Павлович), Елена Тяпкина (см. ТЯПКИНА Елена Алексеевна), Сергей Комаров (см. КОМАРОВ Сергей Петрович), Анель Судакевич (см. СУДАКЕВИЧ Анель), Ада Войцик (см. ВОЙЦИК Ада Игнатьевна), Владимир Баталов (см. БАТАЛОВ Владимир Петрович), Александр Громов (см. ГРОМОВ Александр), Владимир Уральский (см. УРАЛЬСКИЙ Владимир Михайлович), Петр Бакшеев (см. БАКШЕЕВ Петр), Борис Барнет (см. БАРНЕТ Борис Васильевич).

Режиссер: Борис Барнет (см. БАРНЕТ Борис Васильевич).

Авторы сценария: Белла Зорич, Анатолий Мариенгоф (см. МАРИЕНГОФ Анатолий Борисович), Вадим Шершеневич (см. ШЕРШЕНЕВИЧ Вадим Габриэлевич), Виктор Шкловский (см. ШКЛОВСКИЙ Виктор Борисович), Николай Эрдман (см. ЭРДМАН Николай Робертович).

Оператор: Евгений Алексеев (см. АЛЕКСЕЕВ Евгений (оператор 1920-х гг.)).

Художник-постановщик: Сергей Козловский (см. КОЗЛОВСКИЙ Сергей Васильевич).

Композиторы: Тарас Буевский (см. БУЕВСКИЙ Тарас), Алексей Айги (см. АЙГИ Алексей Геннадьевич).

Звукорежиссер: Ирина Моисеева.

Продюсер: Сергей Титиков.

В начало энциклопедии