Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ДРАМА ИЗ СТАРИННОЙ ЖИЗНИ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДРАМА ИЗ СТАРИННОЙ ЖИЗНИ

«ДРАМА ИЗ СТАРИННОЙ ЖИЗНИ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1971, цв., 84 мин.

Костюмная любовная драма.

По рассказу Н.С. Лескова «Тупейный художник».

Изысканную и тонкую вторую экранизацию рассказа Н. С. Лескова «Тупейный художник», сделанную на рубеже 60-70-х, роднит с первой - наивной и бесхитростной картиной начала 20-х «Комедиантка» - одно: принципиальное изменение финала. Герой старой немой картины поднимал народ на восстание, и помещик-тиран погибал в горящей усадьбе. Героиня второй киноверсии не превращалась в старуху, то и дело прикладывающуюся к заветному «плакону», но оставалась принципиально нестареющей, продолжающей бродить по миру в поисках дороги на «вольный Хрущук», куда собиралась бежать с возлюбленным. И та, и другая версии финала были продиктованы временем. Впрочем, если в первом случае можно подозревать давление на режиссера-«традиционалиста» Александра Ивановского извне, то во втором случае решение режиссера Ильи Авербаха было глубоко выношенным и превращало его картину в некий манифест необъявленной эстетики. Оттепельный пафос доверия к реальности, полного слияния с ней, породивший в советском кино 60-х «поэтический документализм», был ߐސԐޑҐАݠокончательно и становился неактулен после крушения «пражской весны», воплотившей этот идеал. Но невоплощенный идеал становился еще более притягателен. Наличная же реальность воспринималась теперь как полностью лишенная одухотворенности, а значит - химерическая. Сказовая манера Лескова способствовала подчеркнутой условности, кукольности мира, окружающего героев фильма Авербаха, что превосходно передано в работе оператора Дмитрия Месхиева-старшего и великого кинохудожника Евгения Енея (совместно с блистательной Мариной Азизян). Люди вокруг героев становятся монстрами, экран заполняют карлики, бородатые уроды, слепцы. Внешнее уродство означает здесь внутреннюю бездуховность. Слепцы-то и патаются убедить в финале златокудрую, совершенно нездешнюю красавицу Любу (первая большая роль Елены Соловей) в том, что «вольного Хрущука» нет на свете. Но еще шире раскрыв громадные глаза, повторяя как заклинание слова любимого о чудо-граде, героиня продолжает свой путь по немыслимо красивому осеннему лесу. Видимое лишь внутреннему взору -«глазлы души»- отныне становится единственно подлинным.

В ролях: Елена Соловей (см. СОЛОВЕЙ Елена Яковлевна), Анатолий Егоров (см. ЕГОРОВ Анатолий), Евгений Перов (см. ПЕРОВ Евгений Владимирович), Софья Павлова (см. ПАВЛОВА Софья Афиногеновна), Александр Хлопотов, Людмила Аринина (см. АРИНИНА Людмила Михайловна), Расми Джабраилов (см. ДЖАБРАИЛОВ Расми Халидович), Феликс Антипов (см. АНТИПОВ Феликс Николаевич), Александр Демьяненко (см. ДЕМЬЯНЕНКО Александр Сергеевич), Виктор Ильичев (см. ИЛЬИЧЕВ Виктор Григорьевич), Пантелеймон Крымов (см. КРЫМОВ Пантелеймон Александрович), Николай Кузьмин (см. КУЗЬМИН Николай Алексеевич), Роман Филиппов (см. ФИЛИППОВ Роман Сергеевич), Петр Меркурьев (см. МЕРКУРЬЕВ Петр Васильевич).

Режиссер: Илья Авербах (см. АВЕРБАХ Илья Александрович).

Авторы сценария: Илья Авербах (см. АВЕРБАХ Илья Александрович), Владимир Беляев (см. БЕЛЯЕВ Владимир Павлович).

Оператор: Дмитрий Месхиев (см. МЕСХИЕВ Дмитрий Давыдович).

Художники-постановщики: Евгений Еней (см. ЕНЕЙ Евгений Евгеньевич), Марина Азизян (см. АЗИЗЯН Марина).

Композитор: Олег Каравайчук (см. КАРАВАЙЧУК Олег).

Звукорежиссер: Михаил Лазарев (см. ЛАЗАРЕВ Михаил).

Монтаж: Р. Шварц.

В начало энциклопедии