Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ЖЕСТОКИЙ РОМАНС

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЖЕСТОКИЙ РОМАНС

ЖЕСТОКИЙ РОМАНС, СССР, Мосфильм, 1984, цв., 145 мин. Трагическая мелодрама по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».

Даже для такого общепризнанного фаворита зрителей и прокатчиков, как Эльдар Рязанов, постановка в кино «Бесприданницы» А. Н. Островского была предприятием достаточно рискованным: предыдущая экранная версия Якова Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович) к тому времени уже полвека не сходила с экранов, продолжая волновать сердца, и сравнения были неизбежны. Рязанов выиграл, - его картина стала хитом последнего «застойного» года, - сделав свою экранизацию совершенно в другом жанре, чем Протазанов. Фактически он экранизировал остроумную концепцию Владимира Лакшина, ведущего критика «Нового мира» времен Твардовского, а затем литературоведа, специалиста по Островскому, обратившего внимание на то, что автор пьесы определил ее жанр как... «комедию». От знаменитой «Грозы» «Бесприданницу» отделяли не просто 20 лет, но и целая эпоха. На тех самых берегах, где рушился в конце 50-х в «Грозе» веками складывавшийся уклад вместе с его хранителями, монументальными, как языческие боги, теперь правила бал одновременно суетливая и вялая российская буржуазность. Людьми окончательно и бесповоротно завладел материальный расчет - всеми без исключения. Желания были просты и внятны: все желали «красивой жизни», и вся разница между персонажами заключалась в двух вещах: различии представлений об этой красивой жизни и наличии материальных средств для воплощения своего идеала.

Понятие «посредственность» предстало в картине Рязанова в самом что ни на есть буквальном смысле: человек, живущий согласно имеющимся у него в наличии материальным средствам. У Паратова были средства, чтобы вести жизнь плейбоя - он такую жизнь и вел. А у Карандышева соответствующих средств не было. У Ларисы подобным средством была внешность - с ней она и претендовала на Париж и любовь Паратова, однако обнаружила, что одной внешности недостаточно. Обнаружила - но никак не могла в это поверить. Поэтому происходящее вроде тянуло на высокую драму, а в результате получался всего лишь - жестокий романс. Подлинная драма героев фильма Рязанова состояла именно в этом. Рязанов разочаровывался в своих героях: они были не в силах противостоять мельчившей их жизни. Поэтому Андрей Мягков смотрелся в роли Карандышева негативом своих героев из предыдущих картин Рязанова - милых маленьких, но благородных людей. Лариса, созданная по тому же принципу, что и героиня «Иронии судьбы» (внешность одной актрисы, голос другой, пение третьей) в отличии от нее целиком принадлежала этому обыденному миру, а чарующий голос Валентины Пономаревой, исполнявшей романсы Андрея Петрова, существовал сам по себе, как идеал чувств - манящий, но безнадежно недоступный. Впрочем, в центре оказывалась не она, не Паратов Никиты Михалкова - шикарный и низкопробный как наиболее полное воплощение представлений героев (и публики!) о «красивой жизни». События столетней давности блистательно наложились на эпоху «застоя», и ранняя российская буржуазность обернулась зеркальным отражением буржуазности позднесоветской, столь же суетливой и напыщенной, как замечательный марш Андрея Петрова, под который проходила по экрану вереница персонажей картины, чтобы дружно войти в следующую эпоху, где всем им предстояло стать «новыми русскими». Но об этом никто еще не догадывался. Первая роль в кино Ларисы Гузеевой (Лариса).

В ролях: Лариса Гузеева (см. ГУЗЕЕВА Лариса Андреевна), Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич), Андрей Мягков (см. МЯГКОВ Андрей Васильевич), Алиса Фрейндлих (см. ФРЕЙНДЛИХ Алиса Бруновна), Алексей Петренко (см. ПЕТРЕНКО Алексей Васильевич), Виктор Проскурин (см. ПРОСКУРИН Виктор Алексеевич), Георгий Бурков (см. БУРКОВ Георгий Иванович), Татьяна Панкова (см. ПАНКОВА Татьяна Петровна), Борислав Брондуков (см. БРОНДУКОВ Борислав Николаевич), Александр Панкратов-Черный (см. ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ Александр Васильевич), Александр Пятков (см. ПЯТКОВ Александр Александрович), Юрий Саранцев (см. САРАНЦЕВ Юрий Дмитриевич), Ольга Волкова (см. ВОЛКОВА Ольга Владимировна), Евгений Цымбал (см. ЦЫМБАЛ Евгений Васильевич).

Режиссер: Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович). Автор сценария: Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович). Оператор: Вадим Алисов (см. АЛИСОВ Вадим Валентинович). Художник-постановщик: Александр Борисов (см. БОРИСОВ Александр Тимофеевич). Композитор: Андрей Петров (см. ПЕТРОВ Андрей Павлович). Текст песен: Белла Ахмадулина (см. АХМАДУЛИНА Белла Ахатовна), Марина Цветаева, Редьярд Киплинг, Эльдар Рязанов (см. РЯЗАНОВ Эльдар Александрович). Исполнение песен: Валентина Пономарева, Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич).

В начало энциклопедии