Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ЗАРХИ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАРХИ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

ЗАРХИ Александр Григорьевич (18.02.1908, Петербург - 27.01.1997, Москва), режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1969). Герой Социалистического Труда (1978).

В 1925-1927 учился в Ленинградском техникуме экранного искусства, в 1927-1928 - на киноотделении Ленинградского пролеткульта. В 1920-1940-е годы работал совместно с И. Хейфицем (см. ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович) на киностудии «Ленфильм». Дебютировал в фильме «Луна слева». Вместе с Хейфицем был организатором Первой комсомольской постановочной бригады, впустившей в 1930 фильм «Ветер в лицо» и «Полдень» (1931). Первый большой успех пришел к Зархи и Хейфицу в 1935 после выхода на экраны лирической комедии «Горячие денечки (см. ГОРЯЧИЕ ДЕНЕЧКИ)». Затем был «Депутат Балтики (см. ДЕПУТАТ БАЛТИКИ) », в котором старого профессора Полежаева (прообразом которого послужил К. А, Тимирязев) талантливо сыграл 34-летний Николай Черкасов (см. ЧЕРКАСОВ Николай Константинович). Это была самая большая удача фильма, Черкасову даже в прокрустовом ложе - неизбежном переходе выдающегося ученого на сторону советской власти - удалось показать живого человека, интеллигентного и обаятельного. А дальше, выполняя социальный заказ, Зархи и Хейфиц сняли фильмы «Член правительства (см. ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА)», «Его зовут Сухэ-Батор», «Во имя жизни (см. ВО ИМЯ ЖИЗНИ) ».

В начале 1950-х гг. дороги сорежиссеров разошлись. Каждый пошел своей. Зархи, обратившись к повседневной жизни строителей снял фильм «Высота (см. ВЫСОТА) », вошедший во все антологии советского кинематографа. Визитной карточкой фильма стала веселая песенка «Монтажники-высотники» Родиона Щедрина.

В 1960-е гг. режиссер, обратившись к классике, задумал экранизировать знаменитый роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина (см. АННА КАРЕНИНА (1914)) ». Это был очень важный этап в творчестве художника. Прекрасно понимая, на что он посягает (роман был уже неоднократно экранизирован до этого), Зархи попытался передать главную мысль великого произведения - показать судьбу женщины в современном Толстому обществе. И во многом благодаря режиссерской установке и проникновенной игре Татьяны Самойловой (см. САМОЙЛОВА Татьяна Евгеньевна) (исполнительницы заглавной роли) эта задача была решена.

Судьба русского писателя не переставала волновать Зархи. В 1980 он поставил фильм «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского (см. ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ДОСТОЕВСКОГО) », в котором удалось передать очень напряженный этап в жизни писателя (спринтерского написания романа «Игрок»), когда он познакомился со своей второй женой Анной Сниткиной.

1928 ЛУНА СЛЕВА автор сценария

1930 ВЕТЕР В ЛИЦО («Плавятся дни») режиссер

1931 ПОЛДЕНЬ режиссер, автор сценария

1933 МОЯ РОДИНА («Мост», «Люди ОКДВА») режиссер, автор сценария

1935 ГОРЯЧИЕ ДЕНЕЧКИ автор сценария, режиссер

1936 ДЕПУТАТ БАЛТИКИ автор сценария, режиссер

1939 ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА автор сценария, режиссер

1944 МАЛАХОВ КУРГАН (сцены обороны Севастополя 1941-1942 гг.) автор сценария, режиссер

1946 ВО ИМЯ ЖИЗНИ автор сценария, режиссер

1948 ДРАГОЦЕННЫЕ ЗЕРНА режиссер

1950 ОГНИ БАКУ режиссер

1957 ВЫСОТА режиссер

1959 ЛЮДИ НА МОСТУ режиссер

1962 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ автор сценария, режиссер

1967 АННА КАРЕНИНА (см. АННА КАРЕНИНА (1967)) автор сценария, режиссер

1973 ГОРОДА И ГОДЫ (см. ГОРОДА И ГОДЫ (1973)) режиссер, автор сценария

1976 ПОВЕСТЬ О НЕИЗВЕСТНОМ АКТЕРЕ режиссер, автор сценария

1980 ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ДОСТОЕВСКОГО режиссер

1986 ЧИЧЕРИН режиссер, автор сценария

В начало энциклопедии