Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ

«ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1972, цв., 95 мин.

Мелодрама, бытовая трагикомедия.

Вроде бы немудреная сельская комедия-мелодрама, поставленная по сценарию тогда только начинавшего драматурга Виктора Мережко, является одной из самых репертуарных, то есть часто показываемых на ТВ. Обманчиво простой сюжет о «кубанских казаках» времен развитого (как позже выяснилось, напротив - недоразвитого) социализма может тронуть склонное к ностальгии сердце даже и спустя десятилетия. Мыкалась молодая деревенская птичница с тремя детьми без мужика, который вовсе не спился, не попал под трактор, а умотал из-за своего чудного характера в город, на завод, как бы демонстрируя на примере своей бесшабашной судьбы преждевременную добровольную ликвидацию различий между городом и деревней, смычку крестьянства с рабочим классом. Но встретила женщина приехавшего в кубанское село с Севера душевного и на редкость открытого (в том числе наивно «покупающегося» на женские проделки) милиционера средних лет, которого полюбила всей душой. Однако муж со смешным прозвищем «Имею право» быстро прискакал назад в деревню, озаботившись сохранением давно уже фактически распавшейся семьи.

Народная житейская притча, рассказанная и с лукавством, и с нежностью, представляет даже самых непутевых героев незлобиво, по-человечески сердечно. Некоторое безрассудство русского характера, жизнь «на авось», отсутствие в национальной психике сдерживающих процессов торможения (если что - сразу «здравствуй и прощай!») не выглядят такими сатирически заостренными, с болью гиперболизированными, как в недавней картине «Курочка Ряба», к которой тоже причастен Мережко. Все-таки добрый юмор и теплота интонации фильма Мельникова позволяют воспринимать минувшие времена почти в идиллическом флере, а естественно улыбающихся и переживающих героев, лица которых просветлены даже в минуту огорчений, принять за счастливых людей, живших тогда, когда еще не распалась советская империя, не такая уж страшная, как ее теперь живописуют. Тем не менее мудрость сценариста, режиссера и актеров в «Здравствуй и прощай» в том и проявляется, что в незамысловатой байке, в меру веселой, в меру сентиментальной, исподволь все равно (а с течением лет - еще явственнее) угадывается мучительный конфликт эпохи, поставленной на дыбы. Все мы - нация перемещенных лиц: лагерников, мигрантов, лимитчиков, оторванных от своих корней. И даже главная героиня этой ленты, вместо того, чтобы быть деревенской мадонной, воспетой уже не на полотнах, а хотя бы в телепередаче о хорошей жизни села, словно крепостная, должна испрашивать разрешения у месткома, сельсовета и милиции, желая порвать с прежним мужем и обрести нового, такого же подневольного, как и она, пусть и облаченного какими-то мелкими привилегиями власти. Как любить, как жить, что делать и кто виноват - все решают за нас: и тогда, и сейчас...

В ролях: Людмила Зайцева (см. ЗАЙЦЕВА Людмила Васильевна), Олег Ефремов (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич), Михаил Кононов (см. КОНОНОВ Михаил Иванович), Александр Демьяненко (см. ДЕМЬЯНЕНКО Александр Сергеевич), Наталья Гундарева (см. ГУНДАРЕВА Наталья Георгиевна), Виктор Павлов (см. ПАВЛОВ Виктор Павлович), Борислав Брондуков (см. БРОНДУКОВ Борислав Николаевич), Таня Доронина, Саша Ведерников, Жанна Блинова.

Режиссер: Виталий Мельников (см. МЕЛЬНИКОВ Виталий Вячеславович).

Автор сценария: Виктор Мережко (см. МЕРЕЖКО Виктор Иванович).

Оператор: Юрий Векслер (см. ВЕКСЛЕР Юрий Абрамович).

Художник-постановщик: Берта Маневич-Каплан (см. МАНЕВИЧ-КАПЛАН Берта Семеновна).

Композитор: Владлен Чистяков (см. ЧИСТЯКОВ Владлен).

Звукорежиссер: Константин Лашков (см. ЛАШКОВ Константин).

Монтаж: Зинаида Шейнеман.

В начало энциклопедии