Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧКИНОЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧКИНОЙ

«ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧКИНОЙ, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА, ДА НЕ ВЫШЛА ЗАМУЖ» («Асино счастье»), СССР, Мосфильм, 1967, ч/б, 99 мин.

Мелодрама.

«Асино счастье» - так нелепо и цинично назывался оскопленный цензурой вариант 1966 года. Из него изъяли несколько краеугольных фрагментов (попытку самоубийства Аси, роды, исповедь прошедшего ГУЛАГ). Но и его нужно сохранить как документ репрессий в культуре. А первый, авторский - документ искусства и жизни 60-х в великолепном единстве этих двух стихий. По-моему это лучший фильм Андрона Кончаловского.

Стихия жизни - это село Безводное Горьковской области, его дома, полевой стан, природа вокруг. И его люди, ставшие не массовкой, а многоликим собирательным героем фильма. Несколько фигур из этого реального живого множества выдвинуты на крупный план действия. Колхозная повариха Ася Клячина; молодой шофер Степан, которого любит она, чьего ребенка носит под сердцем; пришлый человек из города, который любит ее.

В большом многолюдном фильме всего три профессиональных исполнителя: Ия Саввина (Ася), кинорежиссер Александр Сурин (Степан), Любовь Соколова. Остальные просто люди (электромонтер из Владимира, председатель местного колхоза, селяне). О них Кончаловский скажет так: «не актеры, но артисты», «удивительные натуры». Они вошли в фильм со своей судьбой, историей жизни, личностью и главное было не помешать им существовать в его художественном пространстве.

Интерес к человеку, доверие реальности - эти позиции искусства 60-х определяли все в эстетике фильма. Черно-белое изображение; импровизация на площадке; синхронная запись звука; съемка сразу двумя-тремя камерами; не покадровая, а поэпизодная съемка, предельно хранящая естественное течение действия.

Современное и вечное на равных жили на экране. Пока шли съемки фильма, убирали урожай года 1966. Голос неумолкающего радио фиксировал события текущего момента: землетрясение в Ташкенте, де Голль в Москве. А в кадре похороны сменялись родами, праздники - печалью, дождь - солнцем.

Три больших монолога-жития были крепко впаяны в действие фильма, а за ними три истории, три судьбы, три характера. Реальные люди, участвующие в съемках, просто рассказывали Кончаловскому о себе. Просто от души, искренно, не замечая камеры: жизнь, смерть, любовь, война, лагеря, - как все это переплелось. Талантливейший драматург не выстроил бы такой пьесы.

Авторы фильма: сценарист Юрий Клепиков, оператор Георгий Рерберг, сам режиссер - все люди городские. Снимая, они открывали для себя жизни деревни, жизнь народа. И им в этом помогала великая русская литература, дыхание которой так ощутимо в фильме: Л. Толстой, И. Тургенев, И. Бунин. От святых, блаженных героинь Ф. Достоевского вела свою родословную Ася Клячина. Как это поняла и тонко обозначила в своей современной героине Ия Саввина.

Этот фильм о терпении, верности, любви, о том, что ныне называется словом менталитет, а лучше назвать народной душой, справедливо отнести к лучшим образцам русского кино. Когда завершенный фильм привезли показать в Безводное, тем, кто в нем снимался, они встретили его с обидой. И одеты бедно, и жизнь некрасивая… Не хватало «возвышающего обмана». Не узнали себя люди в этом зеркале. Не тогда ли в душе режиссера Кончаловского зародились чувства, которыми вскормлен фильм «Курочка-Ряба»? Он не предложение, он отрицание «Истории Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

В ролях: Ия Саввина (см. САВВИНА Ия Сергеевна), Александр Сурин (см. СУРИН Александр Владимирович), Любовь Соколова (см. СОКОЛОВА Любовь Сергеевна), Геннадий Егорычев (см. ЕГОРЫЧЕВ Геннадий), Иван Петров (см. ПЕТРОВ Иван), Л. Зайцева, Н. Назаров, Борис Парфенов, С. Парфенов, Н. Серова, Е. Ассесорова, Коля Погодин.

Режиссер: Андрей Кончаловский (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич).

Автор сценария: Юрий Клепиков (см. КЛЕПИКОВ Юрий Николаевич).

Оператор: Георгий Рерберг (см. РЕРБЕРГ Георгий Иванович).

Художник-постановщик: Михаил Ромадин (см. РОМАДИН Михаил Николаевич).

Звукорежиссер: Раиса Маргачева (см. МАРГАЧЕВА Раиса Федоровна).

Монтаж: Л. Покровская.

Главный приз ВКФ-88 в Баку; Приз Киноакадемии «Ника-88» за лучшую режиссерскую работу; Специальный приз итальянского проката МКФ в Пезаро-88; Премия ФИПРЕССИ для внеконкурсных фильмов МКФ в Зап. Берлине-88.

В начало энциклопедии