Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КАЗАН ЭЛИА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАЗАН ЭЛИА

КАЗАН Элиа (Elia Kazan, наст. Казанжоглу) (7 сентября 1909, Константинополь - 29 сентября 2003, Манхэттен, Нью-Йорк), американский режиссер греческого происхождения, один из лучших голливудских постановщиков 1950-х годов.

В возрасте четырех лет родители привезли Элиаса в США. По окончании театральной школы Йельского университета Казан с 1932 года играл в труппе авангардного нью-йоркского «Груп-тиэтр». Там же он дебютировал как режиссер. С самого начала творческой карьеры Казан был приверженцем системы Станиславского, методы которой исповедовал и в дальнейшей своей работе в театре и в кино. В тридцатые годы молодой актер и режиссер увлекался идеями социального переустройства, вступил в Коммунистическую партию США. Однако в 1936 году, в знак протеска против догматизма партийных функционеров, Казан оставил ряды коммунистов.

В годы второй мировой войны Казан становится известен нью-йоркской театральной публике как постановщик лучших пьес передовых американских драматургов - Торнтона Уайлдера, Юджина О"Нила и Теннесси Уильямса. На перспективного молодого режиссера обратили внимание в Голливуде и в 1945 году КАзан дебютировал в кино как постановщик фильма. Эта лента сразу выявила стремление Казана к социальной проблематике, к неприукрашенному изображению действительности. Ранние ленты Казана, такие как «Бумеранг» (Boomerang! 1947); «Джентльменское соглашение» (Gentleman"s Agreement, 1947) премия «Оскар» за фильм и режиссуру; «Пинки» (Pinky, 1949) продолжали традиции социального кинематографа 1930-х годов. «Бумеранг» стал хитом проката и обеспечил режиссеру прочные позиции в Голливуде. Фильм «Джентельменское соглашение» стал этапным в карьере молодого Грегори Пека.

Особенностью социального кинематографа Казана является его интерес к человеческой натуре как таковой. Режиссер задается вопросом - не являются ли чисто биологические инстинкты причинами хождения истории по кругу. Образцом конфликта духа и материи, цивилизации и «основных инстинктов» становится экранизация пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1951). Этот фильм принес актерскую славу Марлону Брандо. В умном и эмоциональном фильме о мексиканской революции «Вива Сапата!» (Viva Zapata! 1952) Казан отмечает как неизбежность, так и бессмысленность социального бунта. Вершиной успехов Казана в кино стал фильм «В порту» (On The Waterfront, 1954, премия «Оскар» за фильм и режиссуру), рассказывающий о коррупции в профсоюзах. Некоторая театральность режиссерской манеры Казана, искупалась его умением создать атмосферу психологической нестабильности и надрыва, а также выдающейся игрой актеров.

Конец 1940-х - начало 1950-х годов вошли в историю США как время антикоммунистической истерии и «охоты на ведьм». Как бывший коммунист Элиа Казан был призван к ответу. Во время разбирательств он назвал имена своих бывших соратников по партийной ячейке. Левые интеллигенты сочли поведение Казана недостойным и клеймо предателя преследовало до самой смерти.

В 1950-х годах Элиа Казан был одним из лучших режиссеров американского кино, параллельно он успешно работал и в театре. Вместе вместе с Ли Страсбергом он основал актерской студии в Нью-Йорке, открыл таланты целого ряда исполнителей, в том числе Г. Пека, М. Брандо, П. Ньюмена, Н. Вуд. Символом молодежи пятидесятых годов стал Джеймс Дин, который исполнил главную роль в картине Казана «На восток от Эдема» (East Of Eden, 1955) - фрейдистской драме о распаде семьи и о безнадежной пропасти между поколениями.

С конца 1950-х годов фильмы Казана появляются реже. По-прежнему они посвящены важным проблемам - зловещей роли средств массовой информации в ленте «Лицо в толпе» (A Face In The Crowd, 1957), бесплодности социальных иллюзий в фильме «Америка, Америка» (America, America, 1963, экранизация режиссером автобиографического романа об эмигрантах), войне во Вьетнаме в фильме «Гости» (The Visitors, 1972). Он экранизировал собственные романы - «Сделка» (The Arrangement, 1969) и американскую классику - «Последний магнат» (The Last Tycoon, 1976). В 1960-1970-х годах театральная манера Казана выглядела на экране все более неестественной и его фильмы не имели успеха.

1934 CAFE UNIVERSAL исполнитель

1934 PIE IN THE SKY режиссер, исполнитель

1937 PEOPLE OF THE CUMBERLAND ассистент режиссера

1940 CITY FOR CONQUEST исполнитель

1941 BLUES IN THE NIGHT исполнитель

1941 IT"S UP TO YOU режиссер

1945 ДЕРЕВО РАСТЕТ В БРУКЛИНЕ / A TREE GROWS IN BROOKLYN режиссер

1947 BOOMERANG! режиссер

1947 ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ / GENTLEMAN"S AGREEMENT режиссер

1947 THE SEA OF GRASS режиссер

1949 ПИНКИ / PINKY режиссер

1950 PANIC IN THE STREETS режиссер

1951 ЖЕЛАНИЕ / A STREETCAR NAMED DESIRE режиссер

1952 VIVA ZAPATA! режиссер

1953 MAN ON A TIGHTROPE режиссер

1954 В ПОРТУ / ON THE WATERFRONT режиссер

1955 НА ВОСТОК ОТ ЭДЕМА / EAST OF EDEN продюсер, режиссер

1956 BABY DOLL продюсер, режиссер

1957 ЛИЦО В ТОЛПЕ / A FACE IN THE CROWD продюсер, режиссер

1960 WILD RIVER режиссер

1961 SPLENDOR IN THE GRASS продюсер, режиссер

1963 АМЕРИКА, АМЕРИКА / AMERICA, AMERICA продюсер, режиссер, сценарист

1963 THE DIRECTORS исполнитель

1969 СДЕЛКА / THE ARRANGEMENT продюсер, режиссер, сценарист

1972 ГОСТИ / THE VISITORS режиссер

1974 THE FIGHTERS исполнитель

1976 - The Last Tycoon - режиссер

1989 - Beyond the Aegean - режиссер

2001 - Diaspora - сценарист

В начало энциклопедии