Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КАЛИНА КРАСНАЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАЛИНА КРАСНАЯ

«КАЛИНА КРАСНАЯ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1973, цв., 108 мин.

Трагическая мелодрама.

Эта картина Василия Шукшина - крайне редкое жанровое исключение в советском искусстве, где все трагедии должны были быть непременно «оптимистическими». Это рассказ о человеческой душе, о том, «как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места».

Ибо в «Калине красной» угадан сквозной, хотя чаще всего скрытый мотив советского кино - «свой среди чужих, чужой среди своих», который решался преимущественно в социальной плоскости, когда чуть ли не вся нация принадлежала, если не к прошедшим лагеря или к родственникам тех, кто сидел, так обязательно к разнообразным «перемещенным лицам», завербованным, мигрантам и «лимитчикам». Почти все переезжали вынужденно или по зову сердца с места на места по большой, необъятной стране, оказывались в положении перекати-поля, пытающихся приспособиться, прижиться в чужой среде. До «Калины красной» творчество Шукшина в литературе и кино нередко понимали с точки зрения навязчивого противопоставления города и села, урбанистической безликости, бездуховности, оторванности от корней - и деревенской естественности, человеческой индивидуальности, глубинной связи с родной землей.

И только в «Калине красной» этот конфликт понят на трагическом общенациональном, «всесоюзном уровне» - дело отнюдь не в том, что несостоявшийся крестьянин стал вором-рецидивистом, покинув свой дом, предав мать, существуя без семьи, один-одинешенек, гол как сокол. Словно вся страна, составлявшая тогда шестую часть Земли, оказалась в ситуации «вечного неприкаянного странника», не зная, где прибиться, с кем породниться, как найти успокоение своей мятущейся души, которая вряд ли хочет только лишь загула, «забега в ширину», но в большей степени страждет припасть к утраченным основам бытия.

«Калина красная», поставленная режиссером в возрасте 44 лет, самый исповедальный и художнически автобиографичный фильм Шукшина, никак не вписывающийся в рамки удушающего застоя.

Не случайно картина начинается со сцены выступления тюремной самодеятельности - хор заключенных задумчиво и сосредоточенно выводит песню о том, как «много дум наводит» вечерний звон. Легче всего посчитать, что бывший уголовник Егор Прокудин, выйдя из тюрьмы, хочет замолить прежние грехи и начать новую жизнь в «краю родном», прикипев душой к хорошей женщине Любе Байкаловой, с которой познакомился по переписке, а вот прежние дружки упорно не отпускают его и назло устраивают бандитскую поножовщину. Но ведь это не «криминальная драма» и даже не мелодрама, сдобренная неожиданно комическими сценами.

Лидер проката (1974, 2 место) - 62.5 млн. зрителей.

В ролях: Василий Шукшин (см. ШУКШИН Василий Макарович), Лидия Федосеева-Шукшина (см. ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА Лидия Николаевна), Алексей Ванин (см. ВАНИН Алексей Захарович), Иван Рыжов (см. РЫЖОВ Иван Петрович), Мария Скворцова (см. СКВОРЦОВА Мария Савельевна), Мария Виноградова (см. ВИНОГРАДОВА Мария Сергеевна), Офимия Быстрова, Жанна Прохоренко (см. ПРОХОРЕНКО Жанна Трофимовна), Лев Дуров (см. ДУРОВ Лев Константинович), Николай Погодин (см. ПОГОДИН Николай Николаевич), Георгий Бурков (см. БУРКОВ Георгий Иванович), Татьяна Гаврилова (см. ГАВРИЛОВА Татьяна Анатольевна), Артур Макаров, Олег Корчиков (см. КОРЧИКОВ Олег).

Режиссер: Василий Шукшин (см. ШУКШИН Василий Макарович).

Автор сценария: Василий Шукшин (см. ШУКШИН Василий Макарович).

Оператор: Анатолий Заболоцкий (см. ЗАБОЛОЦКИЙ Анатолий Дмитриевич).

Художник-постановщик: Ипполит Новодережкин (см. НОВОДЕРЕЖКИН Ипполит Николаевич).

Композитор: Павел Чекалов (см. ЧЕКАЛОВ Павел Владимирович).

Звукорежиссер: Виктор Беляров (см. БЕЛЯРОВ Виктор Павлович).

Монтаж: Елена Михайлова.

Главная премия фильму, персональная премия «За самобытный, яркий талант писателя, режиссера и актера» (В.Шукшин) ВКФ-74 в Баку; Приз польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший иностранный фильм 1973 года, показанный в Польше (вместе с фильмом Луиса Бунюэля «Скромное очарование буржуазии»); Лучший фильм 1974 года, Василий Шукшин лучший актер года по опросу журнала «Советский экран»; В числе пяти лучших фильмов МКФ ФЕСТ-75 (Югославия); Особое упоминание ФИПРЕССИ и экуменического жюри (фильм был показан вне конкурса) МКФ в Западном Берлине-75.

В начало энциклопедии