Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КАМЕННЫЙ КРЕСТ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАМЕННЫЙ КРЕСТ

«КАМЕННЫЙ КРЕСТ», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1968, ч/б, 81 мин.

Драма.

По новеллам Василия Стефаника.

У каждого вгиковского поколения свои любимцы, авторитеты, свои фильмы-легенды. В середине 60-х годов по коридорам института ходил спокойный, скромный молодой человек. Но все знали, что Леня Осыка - талантлив, что в нем живут поэтические страсти, что он последователь Довженко, что он смел; и тверд. Его курсовая работа, фильм «Входящая в море» был публично обвинен в экзистенциализме», «упадничестве», «заимствовании у «новой волны». А он, не взирая на мнение руководства, от фильма не оступился и переделывать отказывался. «Входящая в море» - короткая поэтическая притча о начале человеческой жизни. Маленькая девочка играла на берегу моря, и оно простиралось перед ней как свободная поэтическая стихия бытия. А на пляже, рядом шла взрослая жизнь, быт, повседневность, проза...

Осыка закончил ВГИК, вернулся в родной Киев. Его первый большой фильм был снят в жанре кинопоэмы, посвящался поэтам военного поколения, назывался «Кто вернется - долюбит». А уже два года спустя, он снял «Каменный крест» - фильм подлинного мастера. Но шедевром его назавут уже много лет спустя. А тогда в 1968 его критиковали за абстрактный гуманизм и в Москве выпустил только на клубный экран. Осыка снова нарушил правила административной эстетики. Поэт опять позволил себе чрезмерную степень свободы.

Осыка вместе с поэтом и кинодраматургом Иваном Драчом, работая над сценарием объединили воедино две новеллы Стефаника - «Суд» и «Каменный крест». Движением авторской мысли и одним героем. Это был старый крестьянин, бедняк, жизнь положивший на возделывание тощего клочка земли, который теперь должен был оставить. В его нищую хату забрался вор. Пойманный, он должен быть судим на людях и убит ограбленным хозяином. Таков векам освещенный закон крестьянской общины, восходящий к языческому мироощущению. Но Иван Дидух неожиданно отступает от него, и, может быть, первое в его жизни христианское движение души - сострадание к вору, такому же бедняку, как он сам, отказ от расправы над ним. Вора убьют односельчане. И между ними ляжет межа отчуждения.

Силы, пытающиеся удержать Ивана во власти патриархального, общинного сознания, концентрируют массовые сцены, панорамы по многим лицам и фигурам, преобладающие средние планы. Более половины фильма занимает многофигурная, эпическая сцена прощания Дидуха с землей, селом, земляками, домом перед отъездом в Канаду, где он будет искать лучшей доли. Этот отъезд для него равнозначен смерти, а проводы походят на похороны. Иван на участке своей земли, точно на могиле, устанавливает давно припасенный каменный крест; как перед кончиной прощается с женой, хотя она уезжает вместе с ним. А односельчане торжественно, с хоругвями провожают их до околицы, а потом в церкви по полному чину отпевают всю семью. Нет, это не вымышленные поэтические фигуры фильма, а тщательно восстановленные перед камерой подлинные крестьянские ритуалы.

Неспешно и подробно разворачивается это действо. Драматизм дышит где-то на глубине пластического решения, актерского исполнения. Скупая графика черно-белого изображения, тесные, сжатые пространства большинства кадров, скупо освещенные портреты, неласковые пейзажи. Работа оператора В. Кваса отмечена высокой культурой и точным ощущением режиссерского стиля. Актеры - А. Лефтий, К. Миколайчук, К. Степанков, В. Симчич - буквально растворяется в живом множестве жителей сел Подкутья, где шли съемки. Они не стали статистами, просто приняли иную меру выразительности, близкую жизни.

Только два исполнителя существуют в особом, изолированном пространстве. Даниил Ильченко - Иван Дедух и Бронислав Брондуков - вор. Ильченко - актер с более чем полувековым стажем, на счету которого крупные роли, вроде Пантелея Мелихова в герасимовском «Тихом Доне». Брондуков - дебютант, исполнитель на остро-характерные комедийные роли. Здесь у них трагедийный дуэт, равноправный, со спрятанной, тлеющей энергией. И вписан он в конфликт Библейского масштаба.

Кусок земли, хата, полузасохшее дерево - модель мира. Когда Дидух, надрываясь, тащит сюда, на гору каменный крест, он восходит на свою Голгофу. Толпа крестьян, пришедших сюда проститься с ним - это народ на Голгофе. Мощные поэтические обощения, метафоры вольно вырастают из сцен, одетые их зримой плотью. Поэзия Осыки не вербальна и в этом она истинная кинопоэзия.

По поэтическим, лиро-эпическим законам авторы сливают свои мысли с думами своего героя. Они о национальной судьбе, о народной жизни, о современном и вечном, о прошлом и будущем. Только сейчас постигаешь кассандрово начало фильма - поэтическое предчувствие, за четверть века, грядущих потрясений. Не столько в их социальном, сколько в психологическом, внутреннем катастрофизме, отказе от массовой морали, болезненном прорастании личности в человеке.

В ролях: Даниил Ильченко (см. ИЛЬЧЕНКО Даниил Иванович), Борислав Брондуков (см. БРОНДУКОВ Борислав Николаевич), Константин Степанков (см. СТЕПАНКОВ Константин Петрович), Василий Симчич (см. СИМЧИЧ Василий Ильич), Антонина Лефтий (см. ЛЕФТИЙ Антонина Владимировна), Иван Миколайчук (см. МИКОЛАЙЧУК Иван Васильевич), Борис Савченко (см. САВЧЕНКО Борис Иванович), Екатерина Матейко, Олекса Атаманюк.

Режиссер: Леонид Осыка (см. ОСЫКА Леонид Михайлович).

Автор сценария: Иван Драч (см. ДРАЧ Иван Федорович).

Оператор: Валерий Квас (см. КВАС Валерий Степанович).

Художник-постановщик: Николай Резник (см. РЕЗНИК Николай Николаевич).

Композитор: Владимир Губа (см. ГУБА Владимир Петрович).

Звукорежиссер: София Сергиенко (см. СЕРГИЕНКО София).

Монтаж: Мария Пономаренко.

Премия оператору фильма (В.Квас) ВКФ-68 (Ленинград);

В начало энциклопедии