Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КАШТАНКА (1975)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КАШТАНКА (1975)

«КАШТАНКА», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1975, цв., 74 мин.

Мелодрама.

По одноименному рассказу А.П.Чехова.

В «Каштанке» - полнометражном дебюте Романа Балаяна - есть эпизод, когда в проеме двери мы видим читающего Клоуна. Лицо его сосредоточено, по щекам слезы текут. Секунду спустя лицо светлеет, Клоун улыбается. На обложке - Чехов. А кадр этот - камертон фильма. Внутренний драматизм (природа чувств) и стилистическая выверенность мира вещей (скрупулезный отбор деталей, предметов) цементрируют эту «простую историю» - в балаяновской трактовке - о предательстве учителя (Клоуна) учеником (Каштанкой) и об одиночестве артиста .

В этом фильме природа, сам цикл ее ритмических переходов - от раннего утра до ночи, от золотой осени, сменившейся промозглым ноябрем, - вторит настроению и переживаниям героев. Режиссер воссоздает не только сюжет - пластическую иллюстрацию чеховской прозы, но и ее подтекст, второй план существования персонажей. Фотографии мальчика в матроске, обворожительной наездницы мисс Арабеллы - осколки другой, закадровой жизни, без которой невозможно почувствовать и эту, экранную. В рассказе о мисс Арабелле всего два слова. В фильме же с ней связана память о прошедшем - ее фотографию Клоун переворачивает бессонной ночью - и грядущие разочарования. Частный эпизод разворачивается здесь в драму жизненной пустоты и невосполнимости утрат.

Безлюдье словно вымершего города и необжитая квартира Клоуна, где нет ничего лишнего, где каждый предмет - от швейной машинки до аксессуаров циркового номера - имеет утилитарное значение, создают безвоздушное пространство, в котором Клоуну (как и клоунессе Шарлотте из «Вишневого сада») «так хочется поговорить, а не с кем... »

Балаян, так остро почувствовавший зыбкость переходов из прошлого в будущего, из замкнутого в открытое пространство, трепетную сопричастность близкого и дальнего, родного и чужого, вдруг делает антракт. Чеховскую паузу. Разрывает мерные, хотя и чреватые неожиданностями, будни. Как бы поднимает «одводное течение» на поверхность - в немое изображение. Расшивает фильм эпизодом, который называется «Интермеццо», материализовавшимся из одной фразы рассказа, в которой Клоун говорит о том, что собирался повезти гуся Ивана Иваныча весной на дачу погулять. А он вот взял - и умер. Но еще в начале фильма мы увидим гусиное перо - «орудие» художника - в раме зеркала в цирковой уборной. В таких случайных деталях Балаян воссоздает обычную повседневную жизнь. Но и мир интимных дружеских отношений.

Режиссер вставляет «Интермеццо» до эпизода «Беспокойная ночь». До пронзительного предсмертного крика его циркового партнера. До звука лопнувшей струны, напомнившим персонажам «Вишневого сада» крик какой-то птицы и заполнившим воздух тревожным предчувствием.

Режиссер строит повествование своего фильма по законам чеховской драматургии. Перед финалом, перед стремительным движением к развязке режиссер дает своим персонажам роздых на воле. В последних лучах осеннего заката. Перед новыми разочарованиями и старой жизнью.

«Уход Каштанки вырос для нас в мировую трагедию, - говорил режиссер. А вставной эпизод в этом фильме - это как бы письмо одному из моих учителей, Сергею Параджанову, который тогда был далеко от меня. Я не мог поддержать его, доказать свою преданность. Но знал, что у него был сценарий, называвшийся «Интермеццо». И ввел этот эпизод о мирной и прекрасной жизни, которую вскоре разрушит предательство... »

Для того чтобы прочитать «Каштанку» как драму о бесприютном артисте и как драму повседневной жизни нужно было обладать не только изящным талантом, но и непредвзятым взглядом на знакомый с детства рассказ.

В ролях: Олег Табаков (см. ТАБАКОВ Олег Павлович), Лев Дуров (см. ДУРОВ Лев Константинович), Слава Борисов, Юрий Дубровин (см. ДУБРОВИН Юрий Дмитриевич), Зоя Недбай (см. НЕДБАЙ Зоя Васильевна), Виктор Панченко (см. ПАНЧЕНКО Виктор Иванович), Виктор Степаненко (см. СТЕПАНЕНКО Виктор Николаевич).

Режиссер: Роман Балаян (см. БАЛАЯН Роман Гургенович).

Автор сценария: Виктор Говяда (см. ГОВЯДА Виктор Дмитриевич).

Оператор: Александр Итыгилов (см. ИТЫГИЛОВ Александр Атаевич).

Художник-постановщик: Давид Боровский (см. БОРОВСКИЙ Давид Львович).

Композитор: Владимир Губа (см. ГУБА Владимир Петрович).

Звукорежиссер: Александр Кузьмин (см. КУЗЬМИН Александр).

Монтаж: Алла Голубенко.

В начало энциклопедии