Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КЕСЛЕВСКИЙ КШИШТОФ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КЕСЛЕВСКИЙ КШИШТОФ

КЕСЛЕВСКИЙ (Kieslowski) Кшиштоф (27. 06. 1941 - 13. 03. 1996), польский режиссер, сценарист.

Окончил режиссерский факультет Лодзинской киношколы в 1969. Во время учебы снял короткометражные ленты «Трамвай», «Учреждение», «Концерт по заявкам», «Съемка». Затем работал на студии документальных фильмов в Варшаве, снимал остропублицистические социальные картины - «Из города Лодзи» (From The City Of Lodz, 1969), «Я был солдатом» (1970), «Фабрика» (1970) и самый значительный из фильмов так называемого «нового документализма» начала 70-х годов - «Рабочие-71: ничего о нас без нас» (совместно с Т. Зыгадло), другая версия - «Хозяева». В то же время Кеслевский поставил короткометражку «Подземный переход» (1973) и телефильм «Персонал» (Personel, 1974, главный приз на МКФ в Мангейме-75), открывающие «игровой» период его творчества, хотя режиссер не ушел из документалистики и в последующие годы, чему свидетельством такие известные ленты, как «Первая любовь» (1974, специальная премия на МКФ в Кракове), «Биография» (1975), «Больница» (1976, главная премия на МКФ в Кракове), «С точки зрения ночного сторожа» (1977, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Кракове, премии на МКФ в Нионе и Лилле-79), «Семь женщин разного возраста» (1978), «Болтающие головы» и «Вокзал» (1980). В 1976 году он создает первый полнометражный игровой фильм «Шрам», во многом перекликающийся по тематике и стилистике с документальными работами, а следом - острую публицистическую ленту «Спокойствие» (Spokoj, 1976, выпуск - 1980), одну из первых работ «кинематографа морального беспокойства», безусловным художественным и нравственным лидером которого становится Кеслевский.

Заметный переход творчества режиссера к синтезу парадокументальной поэтики и более метафорической драматургии начинается в картине «Кинолюбитель» (Amator, 1979, главная премия поровну и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Москве; главная премия на МКФ в Чикаго-80), сделавшей его имя известным и за пределами Польши. В период «Солидарности» (Кеслевский был в 1978-1981 вице-председателем Союза польских кинематографистов, сыгравшего заметную роль в поддержке первого независимого профсоюза Восточной Европы) снимает картину «Случай» (Przypadek, 1981, выпуск - 1987) и телефильм «Короткий рабочий день» (Dlugi dzien pracy, 1981), в которых наряду с политической ангажированностью режиссера проявилось и его стремление найти новую стилистику.

Закончившейся эпохе «Солидарности» посвящена аллегорическая лента «Без конца» (Bez konca, 1984), после чего в творчестве режиссера наступает трехлетняя пауза, из которой выходит совершенно иной Кеслевский, всемирно известный режиссер, лауреат бесчисленных кинопремий. В 1988 появляются на экране киноверсии двух серий его телевизионного «Декалога», представляющего собой своеобразный перевод библейских заповедей на язык светского кинематографа - «Короткий фильм об убийстве» (премия жюри и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, премия «Феликс» за лучший европейский фильм) и «Короткий фильм о любви» (специальная премия на МКФ в Сан-Себастьяне, приз на МКФ в Чикаго) . Эти фильмы как бы предваряли выход на телеэкран остальных новелл «Декалога» (Dekalog 3). Проект, не имевший прецедентов в мировом кино, открыл в творчестве Кеслевского новую черту - склонность к серийности, к драматургическим панорамам, рассматривающим сюжет как бы с разных сторон.

Это произошло, в частности, с картиной «Двойная жизнь Вероники» (La double vie de Veronique, 1991, Франция - Польша, премия экуменического жюри на МКФ в Канне) и в еще большей степени в последней работе режиссера, тоже снятой в сотрудничестве с французскими продюсерами - в трилогии «Три цвета»: «Голубой» (Blue (Kieslowski), 1993, главная премия поровну на МКФ в Венеции), «Белый» (White, 1993, премия на МКФ в Берлине-94) и «Красный» (Rouge, номинация на «Оскар» за сценарий и режиссуру), отмеченной во Франции в 1995 премией имени Жоржа Мельеса. После завершения трилогии Кеслевский объявил об окончательном уходе из кино, но все-таки продолжал работу над сценариями следующей трилогии. Однако работу эту прервала смерть.

Мирон Черненко

1969 ИЗ ГОРОДА ЛОДЗИ / FROM THE CITY OF LODZ режиссер

1974 PERSONEL режиссер, сценарист

1976 SPOKOJ режиссер

1979 AMATOR режиссер, сценарист, диалог

1981 PRZYPADEK режиссер, сценарист

1981 КОРОТКИЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ / DLUGI DZIEN PRACY режиссер

1984 БЕЗ КОНЦА / BEZ KONCA режиссер, сценарист

1988 ДЕКАЛОГ / DEKALOG 3 режиссер, сценарист

1988 DEKALOG 4 режиссер, сценарист

1988 DEKALOG 1 режиссер, сценарист

1988 KROTKI FILM O MILOSCI/DEKALOG 5 режиссер, сценарист

1988 KROTKI FILM O ZABIJANIU/DEKALOG 6 режиссер, сценарист

1988 DEKALOG 8 режиссер, сценарист

1988 DEKALOG 10 режиссер, сценарист

1988 DEKALOG 9 режиссер, сценарист

1988 DEKALOG 7 режиссер, сценарист

1988 DEKALOG 2 режиссер, сценарист

1990 CITY LIFE режиссер

1991 ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ВЕРОНИКИ / LA DOUBLE VIE DE VERONIQUEсценарий

1992 OUR HOLLYWOOD EDUCATION исполнитель

1993 BLUE (KIESLOWSKI) режиссер, соавтор сценария

1994 ROUGE режиссер, соавтор сценария

1994 WHITE режиссер, соавтор сценария

В начало энциклопедии