Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КОЗИНЦЕВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОЗИНЦЕВ ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (22.03.1905, Киев - 11.05.1973, Ленинград), режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1964).

Лауреат Государственных премий СССР (1941 - за кинотрилогию о Максиме, 1948 - за фильм «Пирогов»); Лауреат Ленинской премии (1965, за фильм «Гамлет»).

Родился в Киеве. В 1919 году, будучи еще гимназистом, вместе со своими сверстниками - Сергеем Юткевичем (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович) и Алексеем Каплером (см. КАПЛЕР Алексей Яковлевич) - организовал в Киеве экспериментальный театр «Арлекин», просуществовавший четыре месяца. В 1919-1920 учился в Киевской школе живописи, 1920-1922- в Петроградской академии художеств. Был художником в Киевском театре Соловцова у К. Марджанова. В 1931 в Петрограде вместе с Л. Траубергом (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович) организовал творческое объединение «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актера), где поставил спектакли «Женитьба», «Внешторг на Эйфелевой башне». ФЭКС воспитала ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо (см. ЖЕЙМО Янина Болеславовна), Е. А. Кузьмина (см. КУЗЬМИНА Елена Александровна), С. А. Герасимов (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич), О. П. Жаков (см. ЖАКОВ Олег Петрович)и др.). С 1924 Козинцев начал работать в кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом). В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н. В. Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С. В. Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны.

С первой звуковой картиной «Одна» (1931) - о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, - в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме - «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 - профессор).

После войны Козинцев в условиях малокартинья обратился к популярному тогда биографическому жанру, поставив фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970), подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной, но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (И. М. Смоктуновский (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович)) и король Лир (Ю. Ярвет (см. ЯРВЕТ Юрий Евгеньевич)) с их рефлективностью и напряженной работой души были без преувеличения современными героями.

1924 ПОХОЖДЕНИЯ ОКТЯБРИНЫ автор сценария, режиссер

1925 МИШКИ ПРОТИВ ЮДЕНИЧА режиссер, автор сценария

1926 БРАТИШКА автор сценария, режиссер

1926 ЧЕРТОВО КОЛЕСО (см. ЧЕРТОВО КОЛЕСО (1926)) режиссер

1926 ШИНЕЛЬ (см. ШИНЕЛЬ (1926)) режиссер

1927 С.В.Д. (СОЮЗ ВЕЛИКОГО ДЕЛА) режиссер

1929 НОВЫЙ ВАВИЛОН («Штурм неба») режиссер, автор сценария

1931 ОДНА (см. ОДНА (1931)) режиссер, автор сценария

1934 ЮНОСТЬ МАКСИМА автор сценария, режиссер

1937 ВОЗВРАЩЕНИЕ МАКСИМА режиссер, автор сценария

1938 ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА автор сценария, режиссер

1941 ВСТРЕЧА С МАКСИМОМ («Боевой киносборник N1») автор сценария

1941 СЛУЧАЙ НА ТЕЛЕГРАФЕ (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник N2») режиссер

1943 ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ (2-я новелла БКС «Наши девушки») (см. ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ (1943)) режиссер

1943 ЮНЫЙ ФРИЦ режиссер

1945 ПРОСТЫЕ ЛЮДИ автор сценария, режиссер

1947 ПИРОГОВ режиссер

1951 БЕЛИНСКИЙ автор сценария, режиссер

1957 ДОН КИХОТ режиссер

1964 ГАМЛЕТ (см. ГАМЛЕТ (СССР)) автор сценария, режиссер

1970 КОРОЛЬ ЛИР режиссер, автор сценария

В начало энциклопедии