Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КОНЦЕРТ ДЛЯ КРЫСЫ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНЦЕРТ ДЛЯ КРЫСЫ

«КОНЦЕРТ ДЛЯ КРЫСЫ», Россия, РОСКОМКИНО/ЭРМИТАЖНЫЙ МОСТ/ЛЕНФИЛЬМ, 1995, цв.+ч/б, 104 мин.

Трагифарс.

По прозе Даниила Хармса.

«Концерт для крысы» - первый игровой фильм киноведа Олега Ковалова, фантазия по мотивам произведений Даниила Хармса - по сути, являет собой пример киноведения, не только демонстрируя знание автора о том, что такое кино и как оно делается, но и напоминая о смысловом нюансе слова «ведать», связанном со способностью интуитивно ощущать, вживаться в материал и даже с некой медиумичностью. Сам автор утверждает, что все показанное им следует понимать буквально, не ища символических смыслов: все люди и вещи в фильме обозначают всего лишь сами себя. Многое в картине отстранено и потому видится как бы впервые, без привычного макияжа значений, накопленных за годы верной службы кинематографу. Но остается еще один смысловой пласт - своевольный хармсовский. Здесь довольно сложно управиться с излишками смысла, которые неизбежно образуются, если рассматривать повесть Хармса «Старуха» прагматически - как «документ эпохи», художественное свидетельство очевидца, датированное важным для режиссерского замысла 1939 годом.

Использовать для разговора о политическом абсурде в отдельно взятой стране произведения писателя, запечатлевшего абсурд человеческого бытия как такового - расточительность, которую не оправдывает даже изощренное мастерство воплощения не слишком новой идеи об одинаковой природе всех тоталитарных режимов - будь то фашизм или коммунизм. Хармсовские смыслы - смыслы абсурда, молниеносно разящие сознание, вспыхивающие и сразу исчезающие, не успев поблекнуть и запылиться, существуют в «Концерте... » как бы независимо от желания режиссера провести контрабандой по территории Хармса политический подтекст. Этим фильм и интересен - прорастанием космических мотивов Хармса сквозь политические фантазии Ковалова.

Возьмем, к примеру, одну из ключевых хармсовских тем - нелюбовь к детям, которую Хармс в своем дневнике обосновал и теоретически: «Все вещи располагаются вокруг меня некими формами. Но некоторые формы отсутствуют. Так, например, отсутствуют формы тех звуков, которые издают своим криком или игрой дети». У Ковалова дети ведут себя тихо, что само по себе как-то настораживает, но действительно гнетущее впечатление оставляют звуки, непосредственно или ассоциативно с детьми связанные: невинный «Собачий вальс», превратившийся в страшноватый басистый марш, механический треск игрушки, которую машинально катает девочка, всматриваясь вслед герою-поэту так, как будто она знает все о нем лучше его самого. Вообще, главное, что делают дети в фильме, - смотрят на персонажей, а иногда кажется, что и на зрителей, и в детских глазах нет невинности и непосредственности. Дети совсем не то, чем они кажутся, и визуальный ряд Ковалова, воплощающий «детскую» тему, практически делает излишним произнесение словесного хармсовского постулата: «Дети - гадость».

В ролях: Федор Коновалов, Елена Савина, Петр Зайченко (см. ЗАЙЧЕНКО Петр Петрович), Катя Томницкая, Александра Шефф, Валерий Сморыго, Сергей Лаврентьев, Евгений Барков (см. БАРКОВ Евгений), Юрий Коненко, Татьяна Коненко, Виктор Тихомиров (см. ТИХОМИРОВ Виктор), Маша Ковалова, Аня Ковалова.

Режиссер: Олег Ковалов (см. КОВАЛОВ Олег Альбертович).

Авторы сценария: Олег Ковалов (см. КОВАЛОВ Олег Альбертович), Владимир Маслов (см. МАСЛОВ Владимир Анатольевич), Тимур Ваулин.

Оператор: Евгений Шермергор.

Художники-постановщики: Виктор Иванов (см. ИВАНОВ Виктор Борисович), Олег Ковалов (см. КОВАЛОВ Олег Альбертович).

Композитор: нет.

Звукорежиссер: Марина Полянская.

Монтаж: Гюльсюм Субаева.

Продюсеры: Александр Голутва (см. ГОЛУТВА Александр Алексеевич), Андрей Дерябин.

Специальный приз жюри ОРКФ «Киношок-95» (Анапа); Премия имени Андрея Москвина за лучшую операторскую работу (Е.Шермергор) профессиональная премия киностудии «Ленфильм» за 1995 год; Третья премия фильму МКФ в Котбусе-96; Приз «Гранатовый браслет» Гран-при КФ «Литература и кино-97» (Гатчина).

В начало энциклопедии