Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КОНЧАЛОВСКИЙ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНЧАЛОВСКИЙ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич (Михалков-Кончаловский) (р. 20 августа 1937, Москва), российский кинорежиссер и сценарист, народный артист России (1980), сын поэтов Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской, брат Никиты Михалкова.

В 1952 году Андрей окончил Центральную музыкальную школу и поступил музыкальное училище при Московской консерватории (1953-1957), а затем и в Московскую консерваторию по классу фортепьяно. Проучившись два года в консерватории, Андрей решил изменить судьбу и, оставив занятия музыкой, поступил на учебу во ВГИК, в режиссерскую мастерскую Михаила Ромма.

Первая короткометражная лента Кончаловского «Мальчик и голубь» была снята в качестве курсовой работы в 1961 году. На фестивале детских фильмов в Венеции эта короткометражка завоевала приз «Бронзовый лев». В студенческие голы Кончаловский сдружился с Андреем Тарковским, который учился двумя курсами старше. Их творческое содружество выразилось совместных сценариях к фильмам Тарковского «Каток и скрипка», «Иваново детство», «Андрей Рублев». Сценарной работе Кончаловский уделял немало внимания, им написаны сценарии к фильмам «Лютый», «Ташкент - город хлебный», «Конец атамана», «Седьмая пуля», «Ждем тебя, парень», «Транссибирский экспресс».

В 1965 году Кончаловский завершил учебу во ВГИКе. Свой первый полнометражный фильм он снимал в Киргизии. Это была экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Снятый в жесткой и страстной манере, фильм рассказывал о разрушительной силе энергии революционного фанатизма. Слишком искренней и жертвенной была борьба учителя Дюйшена за светлое будущее, чтобы не сочувствовать ему, как сочувствовали полубезумному революционеру земляки, немногочисленные жители кишлака, окруженного каменными стенами гор. В этой картине Михалков-Кончаловский продемонстрировал свое блестящее режиссерское дарование и умение работать с актерами. В «Первом учителе» прекрасно играли Суйменкул Чокморов и Наталья Аринбасарова (см. АРИНБАСАРОВА Наталья Утевлевна), ставшая супругой режиссера.

Следующей работой Кончаловского стала «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» (1967). Фильм строился на почти документальном наблюдении за колхозниками средней полосы России. Практически все роли в фильме исполнили простые крестьяне. Готовый материал не нашел понимания у нкиноначальства и был положен на полку. Только в 1987 году Кончаловский сумел отыскать и смонтировать фильм к прокату. Историю Аси Клячиной режиссер продолжил в «Курочке Рябе», уже в 1994 году, показав свою героиню на новом историческом витке. В новой истории Аси взгляды режиссера на жизнь русских крестьян приобрели притчево-анекдотическую заостренность.

В экранизациях классических произведений русской литературы («Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1970) Михалков-Кончаловский исследует тему родного дома, гнезда. По каким-то мало постижимым для героев законам их родной дом оказывается шатким, кренящимся к разрушению. Как Лаврецкий (Л. Кулагин) в «Гнезде», так и Астров (С. Ф. Бондарчук) и Войницкий (И. М. Смоктуновский) в «Дяде Ване», ищут опору для себя в родной земле, но находят ее с большим трудом, а то и утрачивают навсегда. Самыми выразительными с визуальной точки зрения из кинолент режиссера стали многослойный в жанровом отношении «Романс о влюбленных» (1974) и кинопоэма «Сибириада» (1978), вызвавшие бурные споры в кинематографической среде. В этих лентах наиболее полно Михалков-Кончаловский воплотил феномен миросознания советского человека.

В 1980 году Андрей Кончаловский уехал жить за границу и сумел продолжить режиссерскую карьеру в Голливуде. Несомненным успехом режиссера стал фильм «Возлюбленные Марии» (1984) по повести А. Платонова и с участием Настасьи Кински. Следующий фильм «Поезд-беглец» (1985) Кончаловский снял им по сценарию Акиры Куросавы. В основе замысла картины - философская метафора: два вырвавшихся на свободу человека оказываются на потерявшем управление поезде. Неоднозначность характерна для многих лент, снятых Кончаловским в Америке («Дуэт для солиста», 1986; «Стыдливые люди», 1987; «Гомер и Эдди», 1989, гран-при Сан-Себастьянского кинофестиваля). На типичный американский блокбастер похож только один из созданных Кончаловским в Голливуде фильмов - «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне в главной роли.

В начале 1990-х годов режиссер вернулся в Россию и осуществил интернациональный проект - фильм «Ближний круг» (1992), который был посвящен временам сталинщины. Следующая лента «Курочка Ряба» (1994) стала своеобразным продолжением ранней «Аси Клячиной». В 1997 году Кончаловский для американского телевидения экранизировал гомеровский эпос «Одиссея». Это самый дорогой проект в истории телевидения, в мини-сериал было вложено 40 миллионов долларов.

Помимо работы в кино Андрей Кончаловский занимается театральными постановками, он ставил драматические и оперные спектакли на сценах лучших театров мира. В 1998-1999 годах режиссер выпустил две автобиографических книги, связанные общим замыслом: «Низкие истины» и «Возвышающий обман», в которых откровенно поведал о собственной судьбе. В 2002 году фильм Андрея Кончаловского «Дом дураков» получил Гран-при Венецианского кинофестиваля. Эта картина - философская притча, действие которой проходит в сумасшедшем доме во время чеченской войны. Одну из главных ролей в этом фильме сыграла последняя жена режиссера Юлия Высоцкая.

1960 КАТОК И СКРИПКА автор сценария

1961 МАЛЬЧИК И ГОЛУБЬ автор сценария, режиссер

1961 СУД СУМАСШЕДШИХ актер

1962 ИВАНОВО ДЕТСТВО актер

1963 БОЛЬШОЙ ФИТИЛЬ автор сценария

1964 МНЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ актер

1965 ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ автор сценария, режиссер

1966 АНДРЕЙ РУБЛЕВ автор сценария

1967 Асино счастье (см. ИСТОРИЯ АСИ КЛЯЧКИНОЙ) режиссер

1968 ТАШКЕНТ - ГОРОД ХЛЕБНЫЙ автор сценария

1969 ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО автор сценария, режиссер

1969 ПЕСНЬ О МАНШУК автор сценария

1970 ДЯДЯ ВАНЯ (см. ДЯДЯ ВАНЯ (1970)) автор сценария, режиссер

1970 КОНЕЦ АТАМАНА автор сценария

1972 ЖДЕМ ТЕБЯ, ПАРЕНЬ автор сценария

1972 СЕДЬМАЯ ПУЛЯ автор сценария

1973 ЛЮТЫЙ автор сценария

1974 РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ режиссер

1975 РАБА ЛЮБВИ автор сценария

1977 ТРАНССИБИРСКИЙ ЭКСПРЕСС автор сценария

1978 КРОВЬ И ПОТ автор сценария

1978 СИБИРИАДА режиссер, автор сценария

1984 ЛЮБОВНИКИ МАРИИ / MARIA"S LOVERS режиссер

1985 ПОЕЗД-БЕГЛЕЦ режиссер

1986 DUET FOR ONE режиссер, автор сценария

1987 SHY PEOPLE режиссер

1989 Танго и Кэш (см. ТАНГО И КЭШ) режиссер

1989 Гомер и Эдди (см. ГОМЕР И ЭДДИ) режиссер

1992 Ближний круг (см. БЛИЖНИЙ КРУГ) автор сценария, режиссер

1994 Курочка Ряба (см. КУРОЧКА РЯБА) режиссер, автор сценария

1997 Долголетие (см. ДОЛГОЛЕТИЕ) актер

1997 Одиссея (см. ОДИССЕЯ) автор сценария, режиссер

2001 Дом дураков (см. ДОМ ДУРАКОВ) - автор сценария, режиссер

В начало энциклопедии