Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
МОНТАН ИВ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МОНТАН ИВ

МОНТАН Ив (Montand, Yves) (наст. Иво Ливи, Livi) (13 октября 1921, Монсуммано-Альто, Италия - 9 ноября 1991, Санлис, Франция), французский певец-шансонье и киноактер.

Родители Монтана были бедными итальянскими евреями. Его отец состоял в рядах социалистической, а затем - Коммунистической партии Италии. После прихода к власти фашистов во главе с Муссолини семья Ливи была вынуждена в 1924 году переселиться во французский Марсель. С 11 лет мальчик работал на заводе, чтобы поддерживать погрязшую в долгах семью. Мировоззрение юного Иво формировалось под влиянием коммунистических идей, активными сторонниками которых были его отец и старший брат Жюльен. Уже в детстве проявилась любовь Иво к кинематографу: он экономил деньги, чтобы купить самый дешевый билет в кино, и пересмотрел почти всю классику Голливуда.

В семнадцать лет юноша начал подрабатывать исполнением песенок в кафе под псевдонимом Ив Монтан. Псевдоним происходит от фразы на марсельском диалекте «Ива, монта» (Иво, домой!),- так мать звала его домой в детстве. По-французски «монтан» означает «поднимающийся, восходящий». Родители Ива, весьма далекие от искусства люди, на первых порах настороженно отнеслись к занятию сына, однако 50 франков в неделю оказались убедительным аргументом для продолжения его певческой карьеры. В конце 1938 года Иво начал исполнять песни в кинотеатре перед началом сеанса.

После вступления Франции в войну с Германией, Монтан был вынужден бросить пение и устроиться (1940) на судостроительный завод молотобойцем. Он продолжал репетировать дома, не оставляя надежду когда-нибудь вернуться к музыке. Весной 1941 года юноша снова выходит на сцену, и его популярность начинает быстро расти. Последовали первые турне по Франции и выступления на радио. Но вскоре артистическая карьера опять прерывается: Монтана забирают на обязательные «молодежные стройки», заменившие в период оккупации Франции воинскую повинность. В 1944 году Ив приезжает в Париж и успешно дебютирует в концертном зале ABC.

На юге Франции итальянский акцент Монтана не играл большого значения, но столичная сцена предъявила молодому певцу высокие требования. В этот момент большую роль в профессиональном становлении певца и в его личной жизни сыграла Эдит Пиаф. После прослушивания и первых совместных выступлений она оказалась настолько очарована молодым марсельцем, что загорелась желанием сделать из него настоящего профессионала. Под опекой Пиаф Монтан, оказавшийся способным учеником, занялся самообразованием, стал обучаться манерам поведения на сцене и в обществе, полностью переработал и расширил свой репертуар, ранее основывавшийся на простеньких американских песенках. Его манера исполнения постепенно приобретала большую выразительность при использовании самых минимальных средств. Мелодии его песен стали более разнообразными: от меланхолических, почти мрачных, до бравурных. Пролетарское происхождение во многом способствовало росту популярности Монтана, публика принимала его как своего, дистанция между исполнителем и слушателем стиралась. Тем временем любовный роман между Монтаном и Пиаф достиг апогея и стал угасать, что неудивительно, поскольку для обоих на первом месте стояла творческая карьера. С осени 1945 года они больше не устраивали совместных концертов.

Благодаря Пиаф Монтан получил роль в фильме Марселя Карне (см. КАРНЕ Марсель) по сценарию Жака Превера (см. ПРЕВЕР Жак) «Врата ночи» (Les portes de la nuit, 1946). В своих первых фильмах он выглядел не вполне убедительным, но трудолюбия марсельцу было не занимать и актерское мастерство Монтана прогрессировало в ряде последующих кинокартин, где режиссеры используют его выгодные внешние данные, мужественность. В конце 1940-х годов Монтан продолжал выступать с концертами и начал записывать грампластинки. Вновь и вновь корректировадся репертуар певца: из прежних песен оставались только те, что пользовались неизменным успехом («Боксер Джо», «Луна-парк», «Большой город»), появилось много новых песен на стихи Ж. Превера и Лео Ферре. Тогда же Монтан начал исполнять на эстраде песни из кинофильма «Врата ночи», «Дети, которые любят друг друга» и «Осенние листья». Вскоре актеру предложили семилетний контракт с Голливудом, но он не решился уехать за океан.

На рубеже 1950-х годов Монтан знакомится с актрисой Симоной Синьоре (см. СИНЬОРЕ Симона), которая была замужем за режиссером Ивом Аллегре (см. АЛЛЕГРЕ Ив). После бурного романа Симона оставила мужа и ушла к Монтану. Ив и Симона поженились в 1951 году. Несколько первых лет совместной жизни Синьоре предпочла провести не расставаясь с новым мужем, отказавшись от ряда престижных предложений из Голливуда. С 1951 года Монтан регулярно выступал в лучшем парижском зале «Этуаль» с большими сольными программами. Фирма «Одеон» выпустила его золотой диск «Осенние листья». Пришел и большой успех в кино: картина Анри-Жоржа Клузо (см. КЛУЗО Анри-Жорж) «Плата за страх» (Le salaire de la peur, 1952) с Ивом Монтаном в главной роли получила гран-при Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ).

Монтан отличался традиционными для его семьи левыми взглядами, он участвовал в антивоенном движении, выражал солидарность с рабочим и коммунистическим движением. В разгар Венгерских событий 1956 года певец принял решение поехать с гастролями в СССР и другие социалистические страны. Французская общественность осудила этот визит, а в СССР он был воспринят как проявление политической солидарности. Певца встретили с большой помпой, концертные залы ломились от натиска тысяч желающих увидеть и услышать французского шансонье. После празднования Нового 1957 года в Кремле, Монтан выступал в Ленинграде и Киеве, а затем посетил Польшу, Восточную Германию, Чехословакию, Румынию, Болгарию, Югославию и Венгрию. Несмотря на восторженный прием, Монтан увидел своими глазами теневую сторону социализма, и узнал о многих неприглядных чертах советского образа жизни. Так началось болезненное расставание артиста с коммунистическими иллюзиями.

Из-за своих левых взглядов Монтан долгое время был персоной нон грата в США. Только в 1959 году американцы решилить выдать въездные визы для гастролей Монтану и его жене. Выступления певца завершились оглушительным успехом. Стиль монтановских песен-историй, полный мимики и движения, был непривычен для американцев и настолько оригинален, что они окрестили его стилем Монтана. У Ива были трудности с пением на английском языке, но благодаря кропотливым репетициям и тщательной проработке сценария, эти проблемы удалось затушевать. Монтана выручала естественность поведения на сцене и непринужденность, с которой он бравировал заученными фразами. Газеты писали о почти животном магнетизме певца и называли его новым секс-символом, что было весьма непривычно для Монтана.

После успешных гастролей по США артисту предложили главную мужскую роль в музыкальной комедии «Займемся любовью» (1960), где его партнершей стала Мерилин Монро. Партнерские отношения скоро переросли в бурный роман, оказавшийся достоянием прессы. Однако Монтан нашел в себе силы расстаться с американской кинодивой, и Симона простила мужа.

В последующие годы Монтан продолжал сниматься в кино и выступал с концертами, став самым популярным французским певцом 1960-х годов. Несмотря на то, что во Франции рос интерес к твисту и рок-н-роллу, он остался верен выбранной музыкальной стилистике. В эти же годы начинается его плодотворное сотрудничество с режиссером Костой Гаврасом («Убийцы в спальных вагонах», Compartiment Tueurs, 1965; «Дзета», Z, 1969). После подавления антикоммунистического движения в Чехословакии в 1968 артист окончательно разочаровывается в коммунистических идеалах и открыто заявляет об этом. Затем последовал шумный успех фильма «Признание» (L"aveu, 1970, режиссер Коста Гаврас), основанного на документальных свидетельствах чехословацкого диссидента. С режиссером Костой Гаврасом Монтан продолжал удачно работать в фильмах «Осадное положение» (Etat De Siege, 1973), «Специальный отдел» (Section Speciale, 1975), «Свет женщины» (Clair De Femme, 1979).

С конца 1960-х годов Монтан с головой уходит в кинематограф, появляясь на музыкальной сцене лишь эпизодически. Работы актера зачастую приобретают антитоталитарный оттенок, а его имидж все более политизируется. Имя Монтана не сходит с афиш кинотеатров, он снимается у Клода Соте в фильмах «Венсан, Франсуа, Поль и другие» (Vincent, Francois, Paul et Les Autres; 1974), «Гарсон» (Garcon, 1983), «Сезар и Розали» (Cesar Et Rosalie, 1972), в сложных психологических ролях у Ж.-П. Мельвиля в фильме «Красный круг» (Le Cercle Rouge, 1971) и у Алена Карно в «Пистолете полицейского «Питон-357» (Police Python.357, 1975).

Ив Монтан снимался с блестящими партнершами - Мерилин Монро в фильме «Займемся любовью» Дж. Кьюкора (Let"s Make Love, 1960), Ширли Маклейн в ленте «Моя гейша» Д. Кардифа (My Geisha, 1962), Джейн Фондой в фильме «Все в порядке» Годара-Горена (Tout Va Bien, 1972), Роми Шнайдер в фильме «Сезар и Розали» и «Свет женщины», С. Синьоре в картинах «Салемские колдуньи» (Les Sorcieres De Salem, 1956), «Признание», «Убийцы в спальных вагонах», «Пистолет полицейского «Питон-357», Катрин Денев («Дикарь»). На склоне лет артист настолько стал заметной фигурой, что его начали рассматривать как одного из кандидатов на пост президента Франции. До самого последнего дня жизни Монтан продолжал работать и умер во время съемок фильма Ж.-Ж. Бенекса «ИП-5» (Ip5: L"ile Aux Pachydermes, 1992).

1946 ВРАТА НОЧИ / LES PORTES DE LA NUIT исполнитель

1946 ETOILE SANS LUMIERE исполнитель

1948 L"IDOLE исполнитель

1950 SOUVENIRS PERDUS исполнитель

1951 L"AUBERGE ROUGE актер

1951 PARIS EST TOUJOURS PARIS исполнитель

1951 L"AUBERGE ROUGE исполнитель

1952 ПЛАТА ЗА СТРАХ / LE SALAIRE DE LA PEUR исполнитель

1954 TEMPI NOSTRI исполнитель

1955 LES HEROS SONT FATIGUES исполнитель

1955 NAPOLEON исполнитель

1956 САЛЕМСКИЕ КОЛДУНЬИ / LES SORCIERES DE SALEM исполнитель

1956 MARGUERITE DE LA NUIT исполнитель

1956 THE WIDE BLUE ROAD исполнитель

1956 UOMINI E LUPI исполнитель

1958 LA GRANDE STRADA AZZURA исполнитель

1958 PREMIER MAI исполнитель

1958 LA LOI исполнитель

1960 LET"S MAKE LOVE исполнитель

1961 AIMEZ-VOUS BRAHMS? исполнитель

1961 SANCTUARY исполнитель

1962 MY GEISHA исполнитель

1963 LE JOLI MAI исполнитель

1965 УБИЙЦЫ В СПАЛЬНЫХ ВАГОНАХ / COMPARTIMENT TUEURS исполнитель

1966 GRAND PRIX исполнитель

1966 PARIS BRULE-T-IL? исполнитель

1966 ВОЙНА ОКОНЧЕНА / LA GUERRE EST FINIE исполнитель

1967 VIVRE POUR VIVRE исполнитель

1968 MISTER FREEDOM исполнитель

1968 UN SOIR…UN TRAIN исполнитель

1969 LE DIABLE PAR LA QUEUE исполнитель

1969 ДЗЕТА / Z исполнитель

1970 ПРИЗНАНИЕ / L"AVEU (см. ПРИЗНАНИЕ (Франция-Италия)) исполнитель

1970 ON A CLEAR DAY YOU CAN SEE FOREVER исполнитель

1971 LA FOLIE DES GRANDEURS исполнитель

1971 КРАСНЫЙ КРУГ / LE CERCLE ROUGE исполнитель

1972 СЕЗАР И РОЗАЛИ / CESAR ET ROSALIE исполнитель

1972 LE FILS исполнитель

1972 TOUT VA BIEN исполнитель

1973 LE HASARD ET LA VIOLENCE исполнитель

1973 ОСАДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ETAT DE SIEGE исполнитель

1974 VINCENT, FRANCOIS, PAUL…ET LES AUTRES исполнитель

1975 LE SAUVAGE исполнитель

1975 ПИСТОЛЕТ ПОЛИЦЕЙСКОГО «ПИТОН-357» / POLICE PYTHON.357 исполнитель

1977 LA MENACE исполнитель

1977 LE FOND DE L"AIR EST ROUGE исполнитель

1977 LE GRAND ESCOGRIFFE исполнитель

1978 LES ROUTES DU SUD исполнитель

1979 СВЕТ ЖЕНЩИНЫ / CLAIR DE FEMME исполнитель

1979 I COMME ICARE исполнитель

1980 CARNE: L"HOMME А LA CAMERA исполнитель

1981 TOUT FEU, TOUT FLAMME исполнитель

1981 ВЫБОР ОРУЖИЯ / LE CHOIX DES ARMES исполнитель

1983 УБИЙСТВЕННОЕ ЛЕТО / L"ETE MEURTRIER песня

1983 GARCON! исполнитель

1986 JEAN DE FLORETTE исполнитель

1986 MANON DES SOURCES исполнитель

1988 NADIE ESCUCHABA исполнитель

1988 TROIS PLACES POUR LE 26 исполнитель

1991 NETCHAIEV EST DE RETOUR исполнитель

1992 ИП-5 / IP5: L"ILE AUX PACHYDERMES исполнитель

1994 MONTAND исполнитель

1998 RIVALE, LA (TV) исполнитель

В начало энциклопедии