Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КОЭН (БРАТЬЯ)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОЭН (БРАТЬЯ)

КОЭН (Coen) братья Джоэл (р. 29. 11. 1954) и Этан (р. 21. 09. 1957), американские сценаристы, режиссеры и продюсеры.

Хотя в титрах их фильмов Джоэл указан как режиссер, а Этан как продюсер, на деле братья совмещают эти функции, и сами пишут сценарии ко всем своим картинам. Родились в Миннеаполисе, штат Миннесота (одна из их бабок была русской из Царицына). Еще в юности начали снимать любительские фильмы в формате «Супер-8». Джоэл изучал искусство и технику кино в Нью-йоркском университете, а Этан - философию в Йельском. Джоэл начал карьеру ассистентом монтажера и режиссера, в том числе на культовом фильме Сэма Райми «Зловещие мертвецы» (The Evil Dead, 1982). Райми в 1985 поставил по сценарию Коэнов ленту «Волна преступности» (Crimewave).

Годом раньше они сами сняли свою дебютную работу, триллер «Просто, как кровь» (Blood Simple), название которого было взято из романа Дэшиэлла Хэмметта «Кровавая жатва». Картина перерабатывала и отчасти пародировала мотивы романов Джеймса М. Кейна и «черного кино» 1940-х годов. Несмотря на крошечный бюджет, фильм отличался отточенным профессиональным мастерством, бравурной режиссурой, тонкой ироничной разработкой образов и стилистическими находками в лучших традициях мастера этого жанра, Альфреда Хичкока.

Черный юмор и сюрреалистические ситуации стали постоянными чертами творческого почерка Коэнов. Фильм положил начало ряду основополагающих принципов их работы, прежде всего полному режиссерскому контролю над всем процессом создания картин, включая монтаж изображения и звуковой дорожки, а также принципу неприкосновенности сценарного текста. Для всех сценариев Коэнов характерны виртуозный диалог с многослойным подтекстом и использование для характеристики персонажей уникальных особенностей каждого из них.

Их следующий фильм - «Воспитание Аризоны» (Raising Arizona, 1987) - был черным фарсом, напоминавшим одновременно «безумные комедии» 1930-х годов (screwball comedies) и старые мультфильмы студии «Warner» из серии «Сумасшедшиe мелодии» («Looney Tunes»). Картина «Перевал Миллера» (Miller"s Crossing, 1990) была неофициально основана на романе Хэмметта «Стеклянный ключ» и вновь возвращала зрителя к стилистике «черного кино», внося в нее традиционно неожиданные коэновские повороты и яркие образные находки. Фильм «Бартон Финк» (Barton Fink, 1991, «Золотая пальмовая ветвь» и приз за лучшую режиссуру на МКФ в Канне) в еще более сюрреалистическом ключе воссоздавал карикатурно-жуткий мир Голливуда 1930-х годов, в котором реальность переплеталась c наваждением (ряд критиков почувствовали в картине переклички с лентой Романа Поланского «Жилец» (Le locataire).

Успех фильма заставил крупные голливудские студии обратить внимание на Коэнов, до этого работавших только в независимом кино. Продюсер Джоэл Силвер, обычно предпочитающий жанр боевика, был одним из тех, кто финансировали их первую крупнобюджетную ленту «Доверенное лицо Хадсакера» (The Hudsucker Proxy, 1993). Фильм был тематически и стилистически основан на комедиях Фрэнка Капры и Престона Стерджеса и на триллере Джона Фарроу «Большие часы» (The Big Clock, 1948), но перенес их коллизии в неповторимо коэновский, стилизованный мир. Картина, одна из лучших у Коэнов, провалилась в прокате. Фильм «Фарго» (Fargo, 1996) отчасти пародировал модное течение в современном кино, начатое лентами Квентина Тарантино, а также подшучивал над любовью американцев к невыдуманным сюжетам: картине предшествует титр, сообщающий, что она основана на реальных событиях. На самом деле, как признались недавно авторы, сюжет фильма полностью выдуман, что неудивительно - постоянные темы и сюрреалистический юмор Коэнов лишь замаскированы здесь под внешне «реалистической» манерой повествования. В мировом кино трудно найти более тонкую пародию на реализм как на творческий метод. Картина имела успех в прокате и получила номинации на «Оскар» за режиссуру и лучший фильм, выиграв в номинациях за лучший оригинальный сценарий и главную женскую роль.

Розыгрыш с «Фарго» не был единственной шуткой Коэнов над зрителями: они выдумали также монтажера своих фильмов, Родерика Джейнса, ворчливого англичанина, пишущего предисловия к их опубликованным сценариям. Шутка раскрылась, когда тележурналисты попытались найти Джейнса, чтобы взять у него интервью. На самом деле это имя в титрах - общий псевдоним самих Коэнов. Барри Сонненфелд, оператор фильма «Просто, как кровь», сказал об их тесном творческом партнерстве: «В конечном итоге, единственный человек, которому стремится угодить Джоэл - это Этан, и наоборот». В 1997 братья сняли фильм «Большой Лебовски» (The Big Lebowski). Источниками авантюрной комедии «О, где же ты, брат?» (O Brother, Where Art Thou?, 2000) стали гомеровская «Одиссея» и фильм «Путешествия Салливана» (Sullivan"s travels, 1941) Престона Стерджеса. В фильме, удостоенном двух оскаровских номинаций, темы и сюжеты из «Одиссеи» иронично вплетены в историческую реальность эпохи Великой депрессии.

Петр Карцев

Joal Coen

1981 FEAR NO EVIL ASSISTANT монтажер

1982 ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ / THE EVIL DEAD ASSISTANT монтажер

1984 ПРОСТО, КАК КРОВЬ / BLOOD SIMPLE режиссер, сценарист

1985 ВОЛНА ПРЕСТУПНОСТИ / CRIMEWAVE сценарист

1985 ШПИОНЫ КАК МЫ / SPIES LIKE US исполнитель

1987 ВОСПИТАНИЕ АРИЗОНЫ / RAISING ARIZONA режиссер, сценарист

1990 ПЕРЕВАЛ МИЛЛЕРА / MILLER"S CROSSING режиссер, сценарист

1991 БАРТОН ФИНК / BARTON FINK режиссер, сценарист

1994 ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО ХАДСАКЕРА / THE HUDSUCKER PROXY (см. ЗИЦПРЕДСЕДАТЕЛЬ ХАДСАКЕРА) сценарий

1996 ФАРГО / FARGO режиссер, сценарист

Ethan Coen

1984 BLOOD SIMPLE продюсер, сценарист

1985 CRIMEWAVE сценарист

1987 RAISING ARIZONA продюсер, сценарист

1990 MILLER"S CROSSING продюсер, сценарист

1991 БАРТОН ФИНК / BARTON FINK продюсер, сценарист

1993 ЗИЦПРЕДСЕДАТЕЛЬ ХАДСАКЕРА / THE HUDSUCKER PROXY сценарий

1996 ФАРГО / FARGO продюсер, сценарист

1998 BIG LEBOWSKI, THE режиссер, сценарий, продюсер, монтаж

1998 NAKED MAN, THE сценарий

2000 O BROTHER, WHERE ART THOU? режиссер, сценарий, продюсер, монтаж

2001 MAN WHO WASN"T THERE, THE режиссер, сценарий, продюсер

2002 INTOLERABLE CRUELTY сценарий, режиссер, продюсер

2002 TO THE WHITE SEA режиссер, сценарий, продюсер

2003 Bad Santa сценарий

В начало энциклопедии