Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КРЕПКИЙ ОРЕШЕК (СССР)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КРЕПКИЙ ОРЕШЕК (СССР)

«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК», СССР, Мосфильм, 1967, цв., 78 мин. Фарсовая комедия.

Вышедшей в июне 1968 года, за два месяца до вторжения в Чехословакию, этой мосфильмовской картине по сценарию еще не ставшего эмигрантом Ефима Севелы (через полгода успела появиться на «Беларусьфильме» другая сочиненная им комедия о солдате на войне - «Годен к нестроевой», тоже имевшая неплохой прокат) досталось, что называется, на орехи. Массовый успех нередко становился чуть ли не смертным грехом - а на «Крепкий орешек» легче было нападать еще и потому, что он уступал по художественному уровню ленте «Женя, Женечка и «катюша», выпущенной почти за год до этого. Герой фильма Теодора Вульфовича, лейтенант Грозных, был назначен после госпиталя командиром отряда ПВО, обслуживающего аэростаты (здесь есть перекличка с «Беспокойным хозяйством»), но в его подчинении оказались одни женщины. Напомним, что тогда не была еще написана повесть «А зори здесь тихие... » Бориса Васильева и тем более не существовало ее экранизации - самой популярной в советском кино ленты о войне, если не считать все-таки приключенческий «Щит и меч». В молодого лейтенанта влюбляется взбалмошная Рая Орешкина, они вместе случайно попадают на аэростате в тыл врага и без сомнения обязаны совершить там доблестный воинский поступок. Знаменательно, что «Крепкий орешек» подвергся разносу так же, как эксцентрические «Опасные гастроли» и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», в которых революционеры-подпольщики и красные комиссары выглядят уже комиксово-пародийными персонажами. «Шестидесятническое вольнодумство», проявленное даже в попытке расширения чересчур узких жанровых рамок советского кино, в 70-е годы было успешно искоренено. Дозволялись среди занимательных жанров лишь истерны и фильмы о разведчиках и шпионах, а в основном о революции и войне надлежало снимать картины, подобные «Посланникам вечности» и «Товарищу генералу» (следующие работы «провинившегося» Вульфовича).

В ролях: Надежда Румянцева (см. РУМЯНЦЕВА Надежда Васильевна), Виталий Соломин (см. СОЛОМИН Виталий Мефодьевич), Владимир Липпарт (см. ЛИППАРТ Владимир), Владимир Абрамов (см. АБРАМОВ Владимир), Юрий Сорокин (см. СОРОКИН Юрий Валентинович), М. Левинтон, Павел Винник (см. ВИННИК Павел Борисович), Лидия Драновская (см. ДРАНОВСКАЯ Лидия Дмитриевна), Маргарита Суворова, Любовь Калюжная (см. КАЛЮЖНАЯ Любовь), Микаэла Дроздовская (см. ДРОЗДОВСКАЯ Микаэла), Дмитрий Орловский (см. ОРЛОВСКИЙ Дмитрий Дмитриевич), Георгий Совчис (см. СОВЧИС Георгий), Герман Качин (см. КАЧИН Герман), Виктор Комиссаров (см. КОМИССАРОВ Виктор), Иван Косых (см. КОСЫХ Иван Сергеевич).

Режиссер: Теодор Вульфович (см. ВУЛЬФОВИЧ Теодор Юрьевич).

Автор сценария: Эфраим Севела (см. СЕВЕЛА Эфраим).

Оператор: Самуил Рубашкин (см. РУБАШКИН Самуил).

Художники-постановщики: Сергей Воронков (см. ВОРОНКОВ Сергей Петрович), Артур Бергер (см. БЕРГЕР Артур Семенович).

Композитор: Моисей Вайнберг (см. ВАЙНБЕРГ Моисей Самуилович).

Звукорежиссер: Виктор Зорин (см. ЗОРИН Виктор).

Монтаж: Татьяна Егорычева.

В начало энциклопедии