Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ

«КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ» (The Godfather) США, 1971, 175 мин.

Боевик, приключенческий фильм.

Остроумный критик Леонард Молтин так определил факт появления фильма «Крестный отец»: «ответ 70-х годов на «Унесенные ветром». Казалось бы, какая связь существует между этими картинами, кроме шумного успеха у зрителей? Но Фрэнсис Форд Коппола вошел в историю американского кино как режиссер, увидевший в сюжете о мафии возможность создания не очередной гангстерской ленты, а настоящего эпоса в виде семейной саги. Вместо войны между Югом и Севером в «Крестном отце» в центре повествования - жестокая, кровопролитная схватка двух бандитских кланов на Лонг Айленде в Нью-Йорке в 1945 году. Однако мафия Дона Корлеоне - прежде всего семья в родовом и духовном значении, где тесно переплетены узы крови, национальные - итало-американские - связи, гангстерское «братство». А глава клана является крестным отцом для всех в прямом и переносном смысле слова.

Вероятно, сегодня смелое чередование эпизодов кровавой бойни и интимно-семейных сцен свадеб, крещений, супружеских раздоров покажется несколько прямолинейным. В начале же 70-х годов этот параллельный, «гриффитовский» монтаж сработал безотказно. Коппола изложил семейную сагу на языке динамичного, напряженного развития сменяющихся, словно в калейдоскопе, вроде бы несопоставимых событий, как в финале «Рождения нации» или «Нетерпимости». Почти трехчасовой фильм на основе подробного и порой многословного романа Марио Пьюзо производит впечатление круто развертывающегося «боевика», в котором нет ничего лишнего, любая мелочь накрепко привязана к сюжету. Картина пользовалась грандиозным успехом и до сих пор по результатам проката, пересчитанным с учетом инфляции и изменения цен на билеты, занимает почетное 21-е место за всю историю американского кино.

Справедливо, что премий «Оскар» были удостоены фильм в целом и сценарий Копполы и Пьюзо. Выдающийся актер Марлон Брандо, создавший запоминающийся образ патриарха семьи и гангстерской организации, потом неоднократно пародировался по внешним приметам роли (приглушенный, хрипловатый голос, внезапный звериный оскал играющего с внуками старца). А истинным преемником Брандо, между прочим, отказавшегося от «Оскара» за эту коронную роль, стал не только по сюжету, но и по высочайшему уровню игры, внутреннему осмыслению перемен в персонаже Аль Пачино. Он психологически точно сыграл Майкла Корлеоне, превратившегося из юнца-идеалиста в хладнокровного диктатора, который уже лишен милых отцовских замашек Дона Вито. Еще с большей безжалостностью по отношению к своему герою молодой актер исполнил роль Майкла, ставшую уже главной во второй части. Но остался без вполне заслуженного «Оскара» - по иронии судьбы этот приз вновь предназначался тому, кто сыграл Дона Вито Корлеоне - только в молодости, и этим лауреатом стал Роберт Де Ниро.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Марлон Брандо (см. БРАНДО Марлон), Аль Пачино (см. ПАЧИНО Аль), Джеймс Каан (см. КААН Джеймс), Джон Казале, Дайэн Китон (см. КИТОН Диана), Талия Шайр, Роберт Дювалл (см. ДЮВАЛЛ Роберт), Стерлинг Хейден.

Режиссер Фрэнсис Форд Коппола (см. КОППОЛА Фрэнсис Форд).

В начало энциклопедии