Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
МОСКВИН ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МОСКВИН ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

МОСКВИН Иван Михайлович (18.06.1874, Москва - 16.02.1946), актер, режиссер.

Народный артист СССР (1936); Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1946 - за театральную работу).

Окончил музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (драматический класс В.И. Немировича-Данченко).

В 1896-1898 - актер Ярославского театра и театра Ф.Корша в Москве, с 1898 - актер и режиссер МХАТ (в 1943 - директор). В кино - с 1919 года («Поликушка», Поликей).

Один из корифеев Московского художественного театра за 40 лет на его сцене сыграл десятки ключевых ролей русского классического репертуара: царь Федор, Фома Опискин, старец Лука, Ноздрев, штабс-капитан Снигирев, Епиходов, Федя Протасов, Хлынов... Годы и годы непрерывных контактов с великой русской литературой: Достоевский, Гоголь, Чехов, Толстой, Островский, Горький... Именно в ней он черпал «чувство России», которым был вскормлен каждый образ. И еще в своей родословной, в своем детстве, прошедшем в купеческом Замоскворечье. Если бы это ни была настоящая фамилия Ивана Михайловича, лучшего псевдонима невозможно было бы придумать. В Москвине все московское: полнокровная, цветистая речь, щедрая, широкая, бурная натура; искренняя, открытая манера игры.

В течение 10 лет он дарил себя кинематографу, облагораживая его культурой актерской работы, психологизмом, одушевленностью и одухотворенностью игры. Именно с ним на послереволюционный экран возвратились Л. Толстой («Поликушка», 1922), А. Пушкин («Коллежский регистратор» по «Станционному смотрителю», 1925), А. Чехов («Смерть чиновника» и «Хамелеон» в фильме «Чины и люди», 1929).

Приступая к своей первой кинороли, Москвин признался: «Сниматься хочется, хоть и страшновато... Как вспомню, что говорить-то нельзя... Становится как-то жутко». Молчание немого кино было тяжело для него. Но в этом ограничении своего актерского инструментария он нашел себя как подлинный киноактер и овладел красноречием экрана. Он умел все. Открыть камере на крупном плане всю глубину и интенсивность своего внутреннего состояния, смены настроения. Это он, начав роль Симеона Вырина в ключе сентиментального реализма, затем перевел ее в русло строгой драмы, а завершил как трагическую. В одном фильме «Коллежский регистратор» он сразу овладел секретом работы с вещью. Это он в «Поликушке» нашел такую выразительную деталь, которая буквально потрясла зрителей. Перед самоубийством он снова проверяет, не завалились ли деньги за подкладку шапки. Он не боялся внешней характерности на экране, потому что его мимика и жест были точно дозированы под пристальным оком киноаппарата. И вот он невероятным, но не карикатурным напряжением лицевых мускулов создает на экране физиономию-маску полицейского надзирателя Очумелова в чеховском альманахе «Чины и люди».

Крепостной Поликей, подневольный Вырин, чиновник Червяков, низведенный до состояния пресмыкающегося - маленькие люди, «униженные и оскорбленные». Он их понимал, чувствовал, защищал.

Грандиозный успех этих фильмов в Европе, Америке и что особенно важно, в Советской России у широкого зрителя, стал торжеством русской культуры, ее нравственных, духовных, эстетических ценностей. Одна немецкая газета писала: «Воистину великое могут создать художники, когда они святые». Ей вторила другая: «Как все, что идет из России, и этот фильм обращается непосредственно к душе человека».

1919 ПОЛИКУШКА актер

1925 КОЛЛЕЖСКИЙ РЕГИСТРАТОР («Станционный смотритель») актер, режиссер

1928 ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ («Родился человек») (см. ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ (1928)) актер

1929 ЧИНЫ И ЛЮДИ («Чеховский альманах») актер, актер

1939 ХИРУРГИЯ (см. ХИРУРГИЯ (1939)) актер

В начало энциклопедии