Приглашаем посетить сайт
МУРНАУ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ
МУРНАУ (Murnau) Фридрих Вильгельм (28. 12. 1888 - 11. 03. 1931), немецкий режиссер. Настоящая фамилия - Плумпе.
C раннего детства мечтал о театре. Изучал изобразительное искусство и историю литературы в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Был принят в «Немецкий театр» М. Рейнхардта - сначала актером, затем ассистентом режиссера. Военный летчик в годы первой мировой войны, попал в Швейцарию, где работал для немецкого посольства. По возвращении (1919) попробовал свои силы в качестве режиссера. Мировая слава пришла с девятым фильмом «Носферату - симфония ужаса» (Nosferatu·eine Symphonie Des Grauens, 1922). Большая часть картин, снятых до этого, например, «Мальчик в голубом» (Der Knabe In Blau, 1919); «Двуликий Янус» (Der Januskopf, 1920), по мотивам «Доктора Джекилла и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона и др., потеряны.
Экранизируя роман Б. Стокера «Гость Дракулы», Мурнау не мог избежать влияния экспрессионистской стилистики, которая вошла в моду после «Кабинета доктора Калигари» и соответствовала атмосфере и сюжету. Однако он отказался от деформации предметного мира, которая поражала зрителей в «Калигари», и поместил действие «Носферату» в привычную, на первый взгляд, обстановку. Ощущение ужаса и сверхъестественности ситуаций внушалось с помощью «внутреннего зрения» главного героя, что передавалось зловещими контрастами черного и белого, композицией кадра, неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приемами (использование кусков негатива, вмонтированных в сцену первой встречи героя с Носферату). Экспрессионизм в этом фильме стал взглядом на действительность, выражением апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей изнутри, из подполья человека.
Другим шедевром, закрепившим место Мурнау в мировой киноэлите, стал его «Последний человек» (Der Letzte Mann, 1924, по сценарию К. Майера). Вершина немецкого направления «Каммершпиле», эта лента без привычных для немого кино надписей идеально воплощала тезис Майера и его единомышленников о фильме, который выражает в движении внутренний мир переживающего драму человека. Превратив камеру в очевидца и рассказчика этой драмы, Мурнау нашел столь гибкие и разнообразные способы пластического рассказа (движение камеры, подбор актеров и даже типажей в эпизодах, съемки ручной камерой и продуманный монтаж), что этого режиссера считают предшественником О. Уэллса, У. Уайлера и М. Ромма, которые ввели в 30-е годы в обиход глубинную мизансцену. Экранизации мольеровского «Тартюфа» (Tartuff, 1926) и гетевского «Фауста» (Faust, 1926) не обладали остротой социальной тематики и эмоциональностью «Последнего человека», но оставались образцом искусства режиссера и актеров.
Переехав в 1927 в США, Мурнау выпускает там немецкий по мироощущению и экспрессионистский по стилистике «Восход солнца» (Sunrise, 1927, сценарий К. Майера по Г. Зудерману, премия «Оскар» за художественные достоинства постановки), который резко выделяется на фоне американской продукции. В 1930 приступает к съемкам совместного с Р. Флаэрти фильма «Табу» (Tabu), поэтического рассказа об обитателях Таити, и заканчивает его самостоятельно после конфликта со знаменитым документалистом. За неделю до премьеры жизнь Мурнау нелепо оборвалась в автомобильной катастрофе.
Владимир Утилов
Премия «Оскар» в номинации «Приз за художественные достоинства» за 1927/28 год
1919 МАЛЬЧИК В ГОЛУБОМ / DER KNABE IN BLAU режиссер
1919 SATANAS режиссер
1920 DER BUCKLIGE UND DIE TANZERIN режиссер
1920 ДВУЛИКИЙ ЯНУС / DER JANUSKOPF режиссер
1920 DER GANG IN DIE NACHT режиссер
1920 SEHNSUCHT режиссер
1921 SCHLOSS VOGELOD режиссер
1921 MARIZZA, GENNANT DIE SCHMUGGLERMADONNA режиссер
1922 DER BRENNENDE ACKER режиссер
1922 NOSFERATU-EINE SYMPHONIE DES GRAUENS режиссер
1922 PHANTOM режиссер
1923 DIE AUSTREIBUNG-DIE MACHT DER ZWEITEN FRAU режиссер
1923 DIE FINANZEN DES GROSSHERZOGS режиссер
1924 DER LETZTE MANN режиссер
1926 TARTUFF режиссер
1926 ФАУСТ / FAUST режиссер
1927 SUNRISE режиссер
1928 FOUR DEVILS режиссер
1930 CITY GIRL продюсер, режиссер
1931 ТАБУ / TABU режиссер, сюжет
2001 HOTEL исполнитель