Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия кино (2010)
МЮЗИКЛ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЮЗИКЛ

МЮЗИКЛ, мьюзикл (англ. musical, от music - музыка), жанр музыкального фильма, основу которого составляют пение и хореографические номера, представляющие собой единое целое и объединенные единым художественным замыслом.

Мюзикл как сценический жанр появился в США в конце 19 - начале 20 века, а в 1920-е годы мюзиклы начали экранизировать, что сделало этот жанр еще более популярным. Пожалуй, киномюзикл - единственный жанр, который так тесно связан со взлетами и падениями Голливуда. Один из первых звуковых фильмов - «Певец (см. ПЕВЕЦ ДЖАЗА) джаза» (1927) с участием бродвейской звезды Эла Джолсона в строгом смысле слова нельзя назвать мюзиклом, это была только заявка, но уже в следующем фильме «Без ума от песен» (также с участием Джолсоном) четче обозначились его жанровые музыкальные черты. В 1929 на экраны вышел мюзикл «Бродвейская мелодия», сразу ставший одним из самых кассовых фильмов того времени. Кроме того, фильм «Бродвейская мелодия» первым из мюзиклов был удостоен премии «Оскар».

В 1930-е годы, золотой век Голливуда, популярность мюзикла растет благодаря ведущему голливудскому хореографу-постановщику Банни Беркли, который сумел придать этому жанру стремительный электризующий характер. В его известных мюзиклах «Золотоискательницы 1933 года» (1933), «42-я стрит» камера Беркли была постоянно в движении - то скользила вдоль зеркальной поверхности пола, то устремлялась в гущу танцующих, где мелькали их руки и ноги.

Другим королем мюзикла 1930-х годов был замечательный танцовщик Фред Астер (см. АСТЕР Фред), выступавший со своей постоянной партнершей Джинджер Роджерс (см. РОДЖЕРС Джинджер) . Актер был не только постановщиком танцев в мюзиклах, но и автором песен («Сногсшибательная шляпа», 1935, «В ритмах свинга», 1936, «Потанцуем», 1937 и др.).

1941 годом датирована яркая музыкальная комедия «Серенада Солнечной долины (см. СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ) », которую, можно без преувеличения сказать, обессмертил выдающийся джазовый музыкант Глен Миллер и его оркестр. В СССР этот фильм попал только после войны вместе с другими трофейными картинами и сразу же завоевал бешеную популярность - мелодии этой ленты напевали повсюду.

Ни одна из голливудских студий не хотела отставать в области мюзикла. Но, пожалуй, ведущей студией по производству наиболее удачных мюзиклов стала Метро-Голдвин-Майер (МГМ). В 1940-е и в начале 1950-х годов, когда жанр мюзикла достиг своего пика, засверкали звезды Джуди Гарленд (см. ГАРЛЕНД Джуди) («Встретимся в Сент-Луисе», 1944, В. Минелли), («Девушка с обложки», Риты Хейворт, (см. ХЕЙУОРТ Рита) 1944), Джина Келли (см. КЕЛЛИ Джин) и Стенли Донена (см. ДОНЕН Стенли) («Увольнение в город», 1949, «Петь под дождем», 1952, «Всегда прекрасная погода», 1955).

И хотя затем мюзикл переживал не лучшие свои годы, в 1961 на экраны вышла «Вестсайдская история (см. ВЕСТСАЙДСКАЯ ИСТОРИЯ) » Р. Уайза, ставшая настоящим потрясением, соединив в себе волшебную музыку Л. Бернстайна и полную драматизма отточенную хореографию Дж. Роббинса с остросоциальной проблематикой сценария. Фильм совершенно заслуженно был удостоен нескольких премии «Оскар».

Одной из лучших экранизаций тех лет стала «Моя прекрасная леди » (1964) на музыку Ф. Лоу. Попытку совмещения, казалось бы, несоединимых жанров анимации и мюзикла предпринял Уолт Дисней в фильме «Мэри Поппинс» (1965).

Среди американских мюзиклов последующих десятилетий следует выделить «Смешную девчонку» (1968) с Б. Стрейзанд (см. СТРЕЙЗАНД Барбра), «Кабаре» (1972) с Л. Миннелли (см. МИННЕЛЛИ Лайза) режиссера и хореографа Б. Фосса, «Томми» (1975) К. Рассела, «Весь этот джаз» (1979) также Б. Фосса, «Волосы» (1979) М. Формана, «Слава (см. СЛАВА) » (1980) А. Паркера.

Мюзикл во всем мире воспринимается прежде всего как американский жанр, но и в других странах к жанру мюзикла также обращались ведущие режиссеры - во Франции Ж. Деми поставил свой самый известный фильм «Шербурские зонтики (см. ШЕРБУРСКИЕ ЗОНТИКИ) » (1964) с чарующей музыкой М. Леграна, одухотворяющей лирическое повествование о любви. Фильм был удостоен главного приза на МКФ в Канне. В 1967 Деми поставил «чистый», очень профессиональный мюзикл «Девушки из Рошфора» также на музыку Леграна, но до уровня «Шербурских зонтиков» он явно не дотягивал.

В 1968 в Великобритании вышел на экраны мюзикл К. Рида (см. РИД Кэрол) «Оливер!» (премия «Оскар», 1968), трогательная и одновременно динамичная история героя романа Ч. Диккенса.

В советском кино мюзикл не имел таких четко очерченных рамок, как американский фильм, и всегда тяготел к музыкальному. И все-таки, несмотря на размытость границ в определении жанра, среди огромного количества советских музыкальных фильмов можно выделить ленты, родство которых с мюзиклом не вызывает сомнений. Это «Мелодии Верийского квартала (см. МЕЛОДИИ ВЕРИЙСКОГО КВАРТАЛА)» (1973) Г. Шенгелая, «Романс о влюбленных (см. РОМАНС О ВЛЮБЛЕННЫХ)» (1974) А. Михалкова-Кончаловского и некоторые другие. Успешно в жанре мюзикла-экранизации работают режиссер Л. Квинихидзе (см. КВИНИХИДЗЕ Леонид Александрович) («Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня»), Е. Гинзбург (см. ГИНЗБУРГ Евгений Александрович) («Остров погибших кораблей»)и другие.

В начало энциклопедии