Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
НАД ТЕМНОЙ ВОДОЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НАД ТЕМНОЙ ВОДОЙ

«НАД ТЕМНОЙ ВОДОЙ», Россия-Германия, Роскомкино / Никола-Фильм / Avrora-Film (Германия), 1993, цв., 95 мин. Экзистенциальная драма.

Первоначальное название фильма, «Июньский дождь», невольно связывалось с картиной М. М. Хуциева «Июльский дождь». Постановщик фильма Дмитрий Месхиев учился во ВГИКе как раз в мастерской Хуциева. Многолетнее общение с Мастером могло подтолкнуть режиссера к попытке понять и оценить поколение отцов, постичь кино шестидесятников. К самому Мастеру Месхиев отнесся не без иронии: облик тихого, худенького, невысокого Хуциева обрел в фильме эпизодический персонаж - режиссер, оказывающийся очередной жертвой любвеобильной Клары, перелетающей с легкостью бабочки из одной постели в другую. В целом же поколение отцов трактуется без подтрунивания - в нем прозревается внутреннее противоречие, делающее шестидесятников и притягательными, и разочаровывающими. Так их понимает один из героев фильма - Автор. Вся картина - это рассказ Автора о своем отце с внушительным именем Лев, о его романе с матерью, попавшей в Ленинград из глубокой провинции. Отец и двое друзей - писатель Сергей и художник Володя - принадлежат особому формированию шестидесятников - художественной интеллигенции, которая принципиально отгораживалась от власти, пытаясь вообще не замечать ее. «Богема» тех лет (по определению Вайля и Гениса) противопоставляла себя не только ей, но также обывательской массе, потому быт, повседневное поведение стали «главным жанром» богемного творчества. «Жанру» приличествовал особый стиль его реализации, первоисточником которого служил необычайно популярный в ту пору Хемингуэй вкупе со своими героями. Стиль требовал «обостренной мужественности - готовности к физическому отпору, поиска рискованных ситуаций, агрессивной демонстрации бицепсов». Лев в фильме - законченный «продукт» этого стиля. Агрессивность и неприкаянность героя сталкиваются с воплощенным в Лене искусом естественного существования, которое десятилетиями, если не веками теплилось в глубинке. Проникновенно сыгранный Александром Абдуловым шестидесятник мечется, роман его, состоящий из череды сближений и оскорбительных разрывов, бурен. Лев уходит из жизни, так и не выбрав окончательное, прочное место ни среди богемы, ни в извечном бытии.

Картина получила серебряную премию за режиссуру, а сыгравшая Лену актриса Ксения Качалина - золотой приз за лучшее исполнение женской роли на кинофестивале в сицилийской Таормине.

В ролях: Александр Абдулов (см. АБДУЛОВ Александр Гаврилович), Ксения Качалина (см. КАЧАЛИНА Ксения Михайловна), Юрий Кузнецов (см. КУЗНЕЦОВ Юрий Александрович), Татьяна Лютаева (см. ЛЮТАЕВА Татьяна Борисовна), Иван Охлобыстин (см. ОХЛОБЫСТИН Иван Иванович), Владимир Ильин (см. ИЛЬИН Владимир Адольфович), Вячеслав Павлов, Елена Свинцова, Натан Федоровский, Виктор Сергеев (см. СЕРГЕЕВ Виктор Анатольевич), Александр Баширов (см. БАШИРОВ Александр Николаевич), И. Прайс, Вера Кабанова, О. Тихонов, Виктор Гоголев (см. ГОГОЛЕВ Виктор), Аркадий Тигай (см. ТИГАЙ Аркадий), Сергей Курехин (см. КУРЕХИН Сергей Анатольевич).

Режиссер: Дмитрий Месхиев (см. МЕСХИЕВ Дмитрий Дмитриевич). Автор сценария: Валерий Тодоровский (см. ТОДОРОВСКИЙ Валерий Петрович). Оператор: Павел Лебешев (см. ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич). Художник-постановщик: Наталья Кочергина (см. КОЧЕРГИНА Наталья Николаевна). Композитор: Сергей Курехин (см. КУРЕХИН Сергей Анатольевич). Звукорежиссер: Кирилл Кузьмин (см. КУЗЬМИН Кирилл). Монтаж: Тамара Липартия. Продюсеры: Натан Федоровский, Александр Бухман.

Серебряный приз за режиссуру (Д.Месхиев) и золотой приз за лучшую женскую роль (К.Качалина) МКФ в Таормине-93; Приз «Зеленое яблоко-Золотой листок» (1993) за лучшую работу композитора (С.Курехин); Номинация на приз «Зеленое яблоко-Золотой листок» за 1993 год в категориях «Лучшая режиссерская работа (Д.Месхиев) и «Лучший продюсер» (И.Каленов); Номинация на приз Киноакадемии «Ника-93» в категориях: «Лучшая операторская работа» (П.Лебешев), «Лучшая музыка к фильму» (С.Курехин).

В начало энциклопедии