Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Энциклопедия кино (2010)
НЕОРЕАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕОРЕАЛИЗМ

НЕОРЕАЛИЗМ (от греч. neos - новый и позднелат. reales- вещественный), мощное идейно-художественное направление, в итальянской культуре, преимущественно в кинематографе, с окончания Второй мировой войны, в первые послевоенные годы.

Был вызван к жизни антифашистским движением Сопротивления, консолидацией всех социальных слоев общества за освобождение страны от нацистской оккупации. Творчески развивая традиции критического реализма, неореализм опирался на национальное литературное наследие веризма - аналога европейского натурализма - прежде всего в лице ведущего его представителя Джованни Верга, романиста рубежа 19-20 вв., а также на реалистические тенденции национального кино 10-х годов Истоки неореализма в кино - деятельность антифашистов-интеллектуалов Дж. Де Сантиса (см. ДЕ САНТИС Джузеппе), Дж. Феррары, Л. Висконти (см. ВИСКОНТИ Лукино), У. Барбаро, Л. Кьярини, М. Аликаты, К. Лиццани (см. ЛИЦЦАНИ Карло), М. Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело), Ч. Дзаваттини, группировавшихся вокруг журналов «Чинема» и «Бьянко э Неро», а также Римского Экспериментального киноцентра. Вбирая опыт новаторского советского кино 20-х-30-х годов и прогрессивного западного киноискусства, именно итальянские кинематографисты реально создали художественную платформу, противостоящую эстетике, господствующей в муссолиниевском кино. Снятая в 1942 «Одержимость» Висконти (см. ВИСКОНТИ Лукино) с ее суровым, жестким реализмом несла в себе предощущение близких идейно-художественных перемен. Этими стилистическими веяниями были проникнуты фильмы «Четыре шага в облаках» (1942) А. Блазетти и «Дети смотрят на нас» (1943) В. Де Сика (см. ДЕ СИКА Bитторио) , маститых кинодеятелей, далеких от оппозиционности. Подобно тому как Сопротивление вбирало в себя новые и новые слои населения страны, неореализм также объединял вокруг себя кинематографистов разных школ и возрастов еще до того как стал доминирующим.

В 1945 был снят программный неореалистический фильм, своего рода фильм-пролог «Рим - открытый город (см. РИМ - ОТКРЫТЫЙ ГОРОД) » Р. Росселлини, посвященный героическому национальному Сопротивлению, а вслед за ним им же была создана «Пайза» (1946) - широкая фреска об освобождении Италии от оккупантов. С очевидностью выявилось, что одновременно с идейно-тематическим обновлением происходит тотальная художественная революция в кино. Вместо студийных павильонов местом съемки становится натура послевоенной Италии, непрофессиональные исполнители во многом замещают актеров вчерашнего кино, привнося в экранное пространство небывалую дотоле глубину и ощущение подлинности происходящего, обновляются киноязык, драматургия, монтаж и сама типология кинематографического произведения.

Среди широкой панорамы неореалистических картин второй половины 40-х годов как бесспорные шедевры выделяются фильмы «Земля дрожит» (1948) Де Сика, «Нет мира под оливами» (1950) Де Сантиса. Годами могучего расцвета неореализма стала короткая историческая пора между падением монархии в Италии (1946) и приходом к власти партии христианских демократов (1948), которые последовательно повели наступление на неореализм как народно-демократическое искусство. Многочисленные выступления деятелей левого фронта в его защиту результата не дали. Неореалистические фильмы последней волны - «Умберто Д.» (1951) Де Сика, «Рим, 11 часов» / «Рим в 11 часов» (1951) Де Сантиса, «Самая красивая» (1951) Висконти - несли в себе звучание минорного лада. Вместе с тем стабилизация буржуазных институтов в Италии и повсеместное распространение неореалистических лент в мире вызвали к жизни волну так называемого розового неореализма, фильмов, продиктованных прежде всего рыночными требованиями и имевшими к неореализму лишь опосредованное отношение. Драмы и трагедии жизни нации были вытеснены мелодрамами и комедиями легковесного толка. Однако гуманизм неореализма классической его поры, плодотворность его традиций были подтверждены и развиты в направлениях и классических произведениях национального кино будущих деятелей.

Валерий Босенко

В начало энциклопедии