Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ОБЛОМОВА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ОБЛОМОВА

НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ И.И.ОБЛОМОВА, СССР, Мосфильм, 1979, цв., 143 мин. Драма.

Михалков словно доказывал экранизацией Гончарова, что герой книги неизведан и непонят, хоть имя его стало нарицательным. Картина - своего рода бунт против расхожего представления о гончаровском Обломове - патологическом бездельнике, и против трактовки его Н. А. Добролюбовым как жертвы крепостничества, воспитавшего в нем неспособность трудиться и непонимание реального мира. В хрестоматийно известной статье «Что такое обломовщина?» критик поставил гончаровский образ в один ряд с «лишними людьми» русской литературы - с Онегиным, Печориным, Бельтовым, Рудиным, усматривая в нем вырождение и дискредитацию «лишнего человека». Герой фильма - не Обломов в расхожем представлении, не добролюбовский «лишний человек»; на него будто наслоились явления культуры - и отечественной, и европейской, возникшие после публикации романа, порой - вообще злободневные. Михалков открещивался в печатных выступлениях от добролюбовской традиции, «переводя стрелку» на иной курс: «нам хотелось.. повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности.. штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность». Отторжение «штольцевщины» - отзвук публицистики советских 1970-х; тогда в искусстве появляется череда не «лишних», а «деловых» людей, чувствующих в себе способность руководить и налаживающих производство на каком-либо отсталом предприятии. В критической полемике вокруг новых менеджеров порой мелькало звучавшее с осуждением имя Штольца - вроде бы их предтечи. Другое, более существенное «наслоение» предоставил фрейдов психоанализ: в основе «невытесненной, «несожранной» духовности героя картины лежит Эдипов комплекс - мощный, бережно в душе хранимый. Мать в фильме - не просто родительница, но объект страстного сыновнего обожания: она лучезарна, всегда окружена световым ореолом, а в исполнении Евгении Глушенко впрямь подкупающе притягательна. По «сценарию» Эдипова комплекса сын, выросши, переносит на возлюбленных чувства, которые питал к матери. Некое соответствие «сценарию» проглядывает еще у Гончарова: поселившись у Пшеницыной, Илья Ильич вдруг вспоминает зимний вечер в родительском доме, мать, вяжущую под лампой, отца, расхаживающего по гостиной, - для Обломова, говорится в романе, «настоящее и прошлое слились и перемешались». Виновница «слияния» настоящего с прошлым в фильме - не вдова, но Ольга Ильинская. Любовное объяснение героя с нею происходит в грозу: ослепительные вспышки молний будто подхватывают и продолжают разряды человеческих страстей. В сцену специально вкраплен «детский» кадр: юный Илюша стоит возле молящейся матери и на него падает ясный, нежный блик солнечного света. Параллелизм объяснения и светоносной грозы побуждает видеть в Ольге нечто идеальное, способное занять пустующее место матери. Вскоре Илья Ильич прозревает в Ильинской рядовую петербургскую барышню и охладевает. В финале стремление к олицетворенному матерью идеалу начинается как бы по второму кругу: воспитывающийся у Штольца сын Обломова бежит встречать Пшеницыну; с каждым новым кадром простор распахивается все шире, фигурка малыша теряется в нем; над бескрайностью трепетно звенит радостный крик: «маменька!». Масштабность пространства делает эпизод символичным. Детство в фильме - лучезарная пора; ее благодатность предопределена матерью, существование людей есть неизбывное стремление к той, с годами меркнущей лучезарности.

В ролях: Олег Табаков (см. ТАБАКОВ Олег Павлович), Юрий Богатырев (см. БОГАТЫРЕВ Юрий Георгиевич), Андрюша Разумовский, Олег Козлов, Андрей Попов (см. ПОПОВ Андрей Алексеевич), Елена Соловей (см. СОЛОВЕЙ Елена Яковлевна), Авангард Леонтьев (см. ЛЕОНТЬЕВ Авангард Николаевич), Елена Клещевская, Галина Шостко (см. ШОСТКО Галина), Глеб Стриженов (см. СТРИЖЕНОВ Глеб Александрович), Евгений Стеблов (см. СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич), Евгения Глушенко (см. ГЛУШЕНКО Евгения Константиновна), Николай Пастухов (см. ПАСТУХОВ Николай Иванович), Федор Стуков (см. СТУКОВ Федор), Любовь Соколова (см. СОКОЛОВА Любовь Сергеевна), Эрнст Романов (см. РОМАНОВ Эрнст Иванович), Олег Басилашвили (см. БАСИЛАШВИЛИ Олег Валерианович).

Режиссер: Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич). Авторы сценария: Александр Адабашьян (см. АДАБАШЬЯН Александр Артемович), Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич). Оператор: Павел Лебешев (см. ЛЕБЕШЕВ Павел Тимофеевич). Художники-постановщики: Александр Адабашьян (см. АДАБАШЬЯН Александр Артемович), Александр Самулекин (см. САМУЛЕКИН Александр Дмитриевич). Композитор: Эдуард Артемьев (см. АРТЕМЬЕВ Эдуард Николаевич). Используемая музыка: Винченцо Беллини, Сергей Рахманинов. Звукорежиссер: Валентин Бобровский (см. БОБРОВСКИЙ Валентин). Монтаж: Элеонора Праксина.

Премия «Золотой щит Оксфорда» за лучшую режиссуру (Н.Михалков), а также были отмечены оператор П.Лебешев, актер О.Табаков, актриса Е.Соловей МКФ в Оксфорде-80; Первый приз фильму Международная неделя авторских фильмов в Малаге-82 (Испания); Национальным советом кинокритиков США признан лучшим иностранным фильмом 1981 года.

В начало энциклопедии