Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия кино (2010)
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

«НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ» (Accident) Великобритания, 1966, 105 мин.

Экзистенциальная драма.

Этот фильм - вторая часть своеобразной трилогии Джозефа Лоузи по сценариям известного драматурга Гарольда Пинтера. Более прямая связь существует с первой картиной «Слуга» (1963). Но есть точки пересечения на уровне глубинного подтекста и с лентой «Посредник» (1970). Именно в этих трех работах сильнее всего проявился особый стиль режиссера, который оставался долгое время словно в тени и не замечался мировой критикой.

Американец по происхождению, вынужденный по политическим мотивам еще в начале 50-х годов перебраться в Великобританию, он давно испытывал интерес как раз к европейской культуре. Умение впитывать в себя и преобразовывать самые разные влияния проявилось и в том, что Лоузи с равным успехом работал в Англии и Франции, снимал фильмы с итальянской и испанской натурой, экранизировал Бертольда Брехта и Генрика Ибсена, создал кинооперу по «Дон Жуану» Моцарта. Поэтому неудивительно, что у человека общеевропейской, шире - общемировой культуры, космополита в лучшем смысле слова, можно найти отголоски других творений.

В картине «Несчастный случай» развивается идея деиндивидуализации отдельного человека в современном мире, начинающего ощущать себя чьим-то двойником, с которым запросто можно поменяться местами - никто и не заметит. С другой стороны, происходит крах иллюзий целых классов (средней и крупной буржуазии, интеллектуальной элиты), все более осознающих себя опустошенными, отчужденными, никчемными. Размывание границ между классами в обществе похоже на процесс раздвоения личности. Верх и низ в иерархии социальных групп воспринемаются, как два человека, лишенные индивидуальности. В ожидании этой неизбежной нивелировки интеллектуалы и аристократы медленно, но неотвратимо деградируют, опускаясь все ниже и ниже (мотив игры в смену позиций, прозвучавший в «Слуге», поддержан в «Несчастном случае», в частности, в замечательной сцене некоей абсурдной, сюрреалистической, загадочной забавы для взрослых умных людей). Пинтер и Лоузи используют намеренно банальную сюжетную конструкцию (что некоторых критиков смутило), хотя выстраивают ее необычно, ассоциативно, иносказательно. Зарифмованные начало и финал - образ пустого пространства, в котором ничего, несмотря на несчастный случай - автокатастрофу одного из молодых героев - не происходит (не напоминает ли это «ложные детективы» Микеланджело Антониони?!). Все остается как бы по-прежнему.

Стивен, мужчина средних лет, профессор Оксфордского университета, влюбляется в свою юную студентку Анну, а ее уводит от него приятель Чарли, тоже профессор (нет ли тут переклички с «Лолитой»?!). А жена Стивена, Франческа, вдоволь настрадавшись путешествуя поездом по Европе, возвращается, простив мужа, обратно (это рассказано в манере Алена Рене, при помощи «флэшбэков», с участием его актрисы Дельфин Сериг). Смерть же жениха Анны, которая его все равно вскоре забудет, можно не брать в расчет. Стивен, пережив разочарование, довольствуется в результате тем, что имеет, и решает остаться самим собой. Но вот это, по мысли авторов, уже невозможно. Герои проделали будто круг на крутящейся сцене - и время неумолимо сдвинулось, оказалось «утраченным». И сами они теперь ближе к бездне, которая поглотит целиком. Между тем давно свершился незамеченный внутренний крах целой системы ценностей, и приметы этого постепенно начинают проявляться с неотвратимостью и неизбежностью.

Лента получила специальную премию на кинофестивале в Канне в 1967 году, что было, кстати, примером первого официального признания творчества Джозефа Лоузи.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Дерк Богард (см. БОГАРД Дирк), Жаклин Соссар, Стенли Бейкер, Майкл Йорк (см. ЙОРК Майкл), Дельфин Сериг (см. СЕЙРИГ Дельфин).

Режиссер Джозеф Лоузи (см. ЛОУЗИ Джозеф).

Специальная премия Каннского кинофестиваля за 1967 год

В начало энциклопедии