Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедия кино (2010)
НОГА

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НОГА

«НОГА», СССР, 12А, 1991, цв., 93 мин.

Драма.

По мотивам одноименного рассказа Уильяма Фолкнера.

Фильм «Нога» поставлен Никитой Тягуновым по мотивам одноименной новеллы Фолкнера. Это маргинальный рассказ, во-первых, для американской литературы, во-вторых, для самого Фолкнера как создателя гигантского космоса Йокнапатофы - модели целой Америки. Рассказ с туманной мистической атмосферой, как бы беспочвенный, «несильный» (как глаголы бывают сильного и слабого спряжения), а значит - легко преобразуемый.

Прелесть чужого слова таинственна и притягательна. Об этом писал М. Бахтин: родное слово ощущается как привычная жизненная атмосфера. Чужое же слово играет важную роль в создании новой исторической цивилизации. Именно чужое слово приносило свет, культуру, религию, политическую организацию. Бахтин приводил примеры: шумеры - вавилонские семиты; яфетиды - эллины; Рим, христианство - и варвавские народы; Византия, варяги, южнославянские племена - и восточны славяне.

Сегодня можно вспомнить хрущевскую «оттепель», когда отечественная словесность, изнуренная соцреализмом, жадно впитывала соки западной литературы. Благодаря Ремарку и Хемингуэю возник феномен «исповедальной литературы», отторгнувшей себя от литературного официоза.

«Чужое слово» выбирается сценаристом Надеждой Кожушаной прежде всего стратегически точно. Рассказать о событиях афганской войны и афганском синдроме на привычном языке нельзя - слова стерты либо скомпрометированы, стереотипы идут мимо сознания. Выбор обусловлен и сюжетно. Герой попадает на чужую землю, где, становясь орудием чужой воли, совершает убийство невинных людей. Там он теряет ногу. Ампутированная, «отчужденная» нога вырастает в его двойника, принявшего убийство как жизненную норму. Человеческий обрубок возводится в ранг человека. Иван Охлобыстин снимается в роли Мартынова под псевдонимом Иван Чужой.

Ищите тут «американизмы» или швы, которые соединяют разнородные ткани, и не найдете. За основу взята не среднеарифметическая модель «вьетнамского фильма», а текучая, эластичная и в отдельности не связанная жестко со значением материя повествования, свободно переоформляемая в новую текстуру.

Это единственная картина рано ушедшего из жизни Н. Тягунова. Сам он не был в Афганистане, и фильм, по его признанию, - акт покаяния за молчание в 1979 году. Двойником самого себя возникает на экране видение погибшего друга в его, Никиты Тягунова, иронично-франтоватом обличье. Между «чужой» речью и авторским контекстом устанавливаются отношения, аналогичные отношению реплик в диалоге. Происходит преодоление отчуждения зрителя от фальсифицированной ситуации и открывается новое зрение, создается фрагмент новой культурной парадигмы.

В ролях: Иван Охлобыстин (см. ОХЛОБЫСТИН Иван Иванович), Петр Мамонов (см. МАМОНОВ Петр Николаевич), Наталья Петрова (см. ПЕТРОВА Наталья Владимировна), Шерали Абдулкайсов, Иван Захава, Оксана Мысина (см. МЫСИНА Оксана), Фархад Махмудов (см. МАХМУДОВ Фархад), Людмила Ларионова (см. ЛАРИОНОВА Людмила Семеновна), Надежда Кожушаная (см. КОЖУШАНАЯ Надежда Павловна), Я. Алиев, Нелли Селезнева, Федор Смирнов (см. СМИРНОВ Федор), Виктор Николаев.

Режиссер: Никита Тягунов (см. ТЯГУНОВ Никита Геннадьевич).

Автор сценария: Надежда Кожушаная (см. КОЖУШАНАЯ Надежда Павловна).

Оператор: Сергей Любченко.

Художники-постановщики: Николай Сахаров (см. САХАРОВ Николай Борисович), Владимир Ерофеев.

Композитор: Олег Каравайчук (см. КАРАВАЙЧУК Олег).

Звукорежиссер: Юрий Голядкин.

Монтаж: Вера Остринская.

Продюсер: Александр Михайлов (см. МИХАЙЛОВ Александр Витальевич).

Диплом исполнителю главной роли (И.Охлобыстин), особое мнение Гильдии кинокритиков и киноведов «За тему фантомности» КФ «Молодость-91» (Киев); Приз за лучшую актерскую работу (И.Охлобыстин) КФ «Кинотавр-92»: «Фильмы для избранных?» (Сочи); Главный приз фильму МКФ в Потсдаме (Германия); Приз «Золотой Овен» за лучшую кинодраматургию 1992 год (Н.Кожушаная за фильмы «Нога» и «Прорва»); Приз фирмы «Кан ко кан» (Япония) «За высокое художественное мастерство и любовь к кино» КФ «Дебют-92» (Москва); Специальное упоминание МКФ женского кино в Минске-93 (Н.Кожушаная).

В начало энциклопедии