Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ОБЛОМОК ИМПЕРИИ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОБЛОМОК ИМПЕРИИ

«ОБЛОМОК ИМПЕРИИ («Господин фабком»)», СССР, СОВКИНО (Ленинград), 1929, ч/б, 78 мин.

Оптимистическая драма.

По очерку Н.Погодина «Гость с того света».

Филимонов, контуженный во время первой мировой войны, видит в окне проходящего поезда свою жену. Это пробуждает его память. Он решает поехать в Петроград и разыскать семью...

«Обломок империи» - несомненно, одно из оригинальнейших творений советского немого кино. В его истоке реальная история, одновременно напоминающая сказку, былину и страницы учебника клинической психиатрии. Фронтовая контузия отняла у человека память, сознание собственного «я», а когда сознание и память вернулись, он оказался в неведомом ему мире. Ведь «умер» он при царе, а «воскрес» при социализме. Н. Погодин написал об этом очерк «Гость с того света». Драматург К. Виноградская, режиссер Ф. Эрмлер, актер Ф. Никитин сняли фильм «Обломок империи» - о человеке и времени, о личности в истории.

Беспамятство, как прием отстранения, позволил им точно заново увидеть реальность, свежо и пафосно. Новая архитектура, новая фабрика, новый быт - все, что они видели вокруг, что восхищало. А если ни один из существующих образцов рабочей столовой или общежития не отвечал их представлениям о социалистическом образце, художник Е. Еней по собственному проекту строил их на студии. Да так, что хоть в жизнь переноси.

Конечно, сегодня эта публицистическая, образцово-показательная линия фильма вызывает негативное чувство. Но тем более впечатляет другая - человеческая, связанная с судьбой главного героя, с метаморфозами его личности. Военные сцены - мировая, гражданская - исполнены потрясающего драматизма, пластически решены в ключе немецкого экспрессионизма. Они лучшие в фильме. Так же, как и сцены, полностью сосредоточенные на герое.

Пожалуй, никогда еще киноаппарат не заглядывал так глубоко внутрь персонажа. Его память, сознание, подсознание буквально управляли драматургией фильма. С помощью виртуозного монтажа, поэтических ассоциаций, красноречия деталей и, конечно, гениальной игры актера. Сцена «возвращения сознания» клинически точно воссоздала этот процесс и психологически глубоко, захватывающе и поэтически возвышенно. Актер-мхатовец Федор Никитин использовал опыт своей театральной школы, обогащая его тем, что получал от контакта с реальностью, когда готовя роль, работал в психиатрической клинике. А Фридрих Эрмлер перед съемками зачитывался Ф. Достоевским, З. Фрейдом, В. Бехтеревым и консультировался с главным авторитетом советского психоаналитического кино Абрамом Роомом. Вот какие неожиданные истоки имело новаторское, по-настоящему талантливое революционное кино 20-х годов.

В ролях: Федор Никитин (см. НИКИТИН Федор Михайлович), Людмила Семенова (см. СЕМЕНОВА Людмила Николаевна), Валерий Соловцов (см. СОЛОВЦОВ Валерий Михайлович), Яков Гудкин (см. ГУДКИН Яков Матвеевич), Вячеслав Висковский (см. ВИСКОВСКИЙ Вячеслав Казимирович), Варвара Мясникова (см. МЯСНИКОВА Варвара Сергеевна), Сергей Герасимов (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич).

Режиссеры: Фридрих Эрмлер (см. ЭРМЛЕР Фридрих Маркович), Федор Никитин (см. НИКИТИН Федор Михайлович). Авторы сценария: Катерина Виноградская (см. ВИНОГРАДСКАЯ Катерина Николаевна), Фридрих Эрмлер (см. ЭРМЛЕР Фридрих Маркович). Оператор: Евгений Шнейдер (см. ШНЕЙДЕР Евгений). Художник-постановщик: Евгений Еней (см. ЕНЕЙ Евгений Евгеньевич). Композитор: Владимир Дешевов. Звукорежиссер: Григорий Эльберт (см. ЭЛЬБЕРТ Григорий).

В начало энциклопедии