Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ (1977)

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ (1977)

«ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1977, цв., 135 мин.

Кинороман.

Картина вводила и вводит в недоумение тех, кто пытался понять: что она такое? Эпическое полотно? Там охвачена жизнь страны почти за полвека - правда, отрывочно, в отдельных эпизодах: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. Или, может, фильм этот - любовная драма? Но зачем дан масштабный исторический фон сюжету о человеке, преданном своей жене, которая - увы! - не отвечает взаимностью? Кажется, что оба пласта - большая история и частная жизнь - неорганичны друг другу, тянут зрителя, как лебедь и щука, в разные стороны, будучи связаны только фигурой журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу. У польской актрисы Эвы Шикульской, сыгравшей Зину, - ослепительная, непривычная для российского глаза, «чужая» красота. В прологе фильма старый Филиппок приходит с внучкой к смертельно больной жене, приносит свою книгу о их совместном житье и благодарит за чувство, которое долгие годы питал к ней. По мнению режиссера фильма Ильи Авербаха, его герой - «человек, сохранивший себя», хоть и жена, и большая история сделали многое, лишь бы тому воспрепятствовать. Верность себе возможна тогда, если не «бытие определяет сознание», как гласила марксистская формула, а в душе есть нечто независимое от драм и треволнений века, некий негасимый огонь. Душевная конституция Филиппка такова, что жар внутреннего огня нужно кому-то адресовать, иначе горение не будет постоянным и ровным. Может быть, Зина не слишком годилась на роль «адресата», но дело не в ней, а в самом Филлипке, в его способности излучать душевное тепло. Герой тем самым не столько связывает оба пласта реальности, сколько наполняет их собственной сутью и собственным смыслом.

В ролях: Юрий Богатырев (см. БОГАТЫРЕВ Юрий Георгиевич), Эва Шикульска, Ангелина Степанова (см. СТЕПАНОВА Ангелина Осиповна), Бруно Фрейндлих (см. ФРЕЙНДЛИХ Бруно Артурович), Кирилл Лавров (см. ЛАВРОВ Кирилл Юрьевич), Дарья Михайлова (см. МИХАЙЛОВА Дарья Дмитриевна), Никита Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Никита Викторович), Денис Кучер, Иван Бортник (см. БОРТНИК Иван Сергеевич), Елена Санько (см. САНЬКО Елена), Анатолий Коваленко, Юрий Гончаров (см. ГОНЧАРОВ Юрий), Николай Ферапонтов (см. ФЕРАПОНТОВ Николай), Светлана Крючкова (см. КРЮЧКОВА Светлана Николаевна), Борис Соколов (см. СОКОЛОВ Борис Михайлович).

Режиссер: Илья Авербах (см. АВЕРБАХ Илья Александрович).

Автор сценария: Павел Финн (см. ФИНН Павел Константинович).

Оператор: Дмитрий Долинин (см. ДОЛИНИН Дмитрий Алексеевич).

Художник-постановщик: Владимир Светозаров (см. СВЕТОЗАРОВ Владимир Иосифович).

Используемая музыка: Антонио Вивальди, И.-С. Бах, Густав Малер.

Звукорежиссер: Борис Андреев.

Монтаж: Е. Садовская.

В начало энциклопедии