Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедия кино (2010)
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

«ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ» (Final Analysis) США, 1992, 125 мин.

Триллер, мелодрама.

Фильм Фила Жоану создан в жанре мелодраматического триллера, в котором любовные истории развертываются на фоне тревожащих, воздействующих на нервы всевозможных криминальных событий. Или же жестокие и пугающие триллеры сдабриваются мелодраматической интонацией, что позволяет воспринимать картины с интересом и теми зрителям, которым в принципе чуждо насилие и страх на экране. Кроме того, семейно-интимные отношения героев дают возможность публике лучше идентифицировать себя с ними, а отвлеченную угрозу ощутить как вполне возможную в обычной житейской ситуации. Особенностью ленты Жоану является то, что она также может быть отнесена к реже встречающемуся поджанру психоаналитического триллера, у истоков которого стоял маэстро Альфред Хичкок со своими знаменитыми работами «Завороженный», «Страх сцены», «Окно в двор», «Головокружение» и др.

Режиссер «Окончательного анализа» намеренно повторяет не только некоторые сюжетные ходы хичкоковских фильмов, но и воспроизводит ряд его кинокомпозиций, например, в сцене на маяке, которая напоминает об эпизоде на колокольне в «Головокружении». В свою очередь, психиатрические сеансы доктора Айзека Барра с двумя соблазнительными и опасными сестрами Хезер и Дайаной перекликаются с соответствующими сценами из «Завороженного» - впрочем, там психиатром была женщина.

Сценерист Уэсли Стрик является, кроме того, автором новой версии «Мыса страха» (1991) - картина, поставленная Мартином Скорсезе, тоже относится к психоаналитическим триллерам.

Сознательно сложный и запутывающий сюжет (герои обманываются вместе со зрителями, излишне доверяя или, напротив, опрометчиво полагаясь на кого-либо) разрешается в ударной финальной сцене - и это держит аудиторию в состоянии напряжения. Является ли героиня Ким Бейсингер «роковой женщиной», из-за которой психиатр в исполнении Ричарда Гира стал главным подозреваемым в убийстве ее мужа с садистскими наклонностями? Так ли невинна и непорочна вторая сестра, которая как бы случайно проговаривается о мучающих ее снах и комплексах? Кто выйдет победителем, а проще говоря - живым из этой игры в «кошки-мышки»? «Ледяная страсть» - более завлекательное название, полученное фильмом в немецком и российском кинопрокате. Но заголовок «Окончательный анализ» строже и точнее - потому что настоящая разгадка тайны ожидает зрителей в самых последних эпизодах изобретательно и виртуозно снятой ленты Фила Жоану.

Сергей Кудрявцев

В ролях: Ричард Гир (см. ГИР Ричард), Ким Бейсингер (см. БЕЙСИНГЕР Ким), Ума Термен (см. ТУРМАН Ума), Эрик Робертс, Пол Гилфойл, Кит Дейвид.

Режиссер Фил Жоану (см. ЖОАНУ Фил).

В начало энциклопедии